«Валить – не выход», говорите?

Фото: gazeta-n1.ru
В истории культуры Бурятии есть примеры, когда «валить» становится единственным спасением
На примере выходцев из театра пластической драмы «ЧелоВЕК» можно сделать вывод о том, что не все творческие проекты способны прижиться на местной почве. Иногда нужно сделать рывок, изменить пейзаж за окном, чтобы идея получила максимальное признание и развитие. 

Победный дуплет

Осенью 2004-го случилось нечто, не имеющее аналогов в истории отечественного театра: «ЧелоВЕК» переехал из Улан-Удэ на «постоянное местожительство» в Омск. Приехали на новое место уже «обремененные» многочисленными регалиями театральных конкурсов и фестивалей всех уровней, от всероссийских до международных.

И сразу же, тихо отпраздновав на новой «земле обетованной» десятилетие со дня образования «ЧелоВЕКа», сделали победный «дуплет»: принесли Омску первую победу, завоевав в ноябре на Международном конкурсе «Этника» в Москве Гран-при за спектакль «Песни дождя», а спустя месяц стало известно, что с этим же спектаклем «ЧелоВЕК» номинируется на главную национальную театральную премию нашей страны  –  «Золотую маску» – как омский театр. Об этом помнят до сих пор, а зрители по-прежнему вспоминают, какой замечательный театр мы потеряли.
 
Об основателе

Игорь Григурко – заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, художественный руководитель, режиссер, педагог и основатель легендарного Театра пластической драмы «ЧелоВЕК» имени Нелли Дугаржабон, родился в Зеленогорске Красноярского края.



– В драматическом кружке Дворца пионеров, куда я ходил, наш педагог была выпускницей улан-удэнского института культуры – она посоветовала мне поступать именно сюда. После окончания института культуры педагоги Нелли Дугаржабон и Сергей Добрынин настояли, чтобы я набрал спецкурс по подготовке пластических актеров и режиссеров. Я планировал, что по завершении обучения у нас появился бы театр, о котором я мечтал еще с Красноярска, – вспоминает Игорь Григурко.

Два с половиной года учебы у режиссера Анатолия Баскакова, армия и окончание обучения у Джеммы Баторовой стали началом яркой театральной карьеры. Говорит, что Анатолий Баскаков заложил в нем главную театральную платформу – «ты должен знать театр изнутри, и делать его сам с самого начала». И он его «сделал» – создал с самого начала.

Майя Плисецкая аплодировала стоя

– В 1993 году из первого моего набора студентов появился театр «АзАрт». В конце 90-х это стало театром «ЧелоВЕК», а когда ребята из моей третьей группы окончили институт, мы переехали в город Омск – в Улан-Удэ было сложно и финансово, и с площадкой. Слава богу, в Омске нашлись люди, которые протянули нам руку, и мы дальше прекрасно работали. Спектакль «Песни дождя» пригласили на «Золотую маску», губернатор дал нам денег и отправил туда – мы там получили специальный приз, его получила Людмила Глухова за вокал. Спектакль, кстати, смотрела Майя Плисецкая, и, как нам потом рассказывали, она встала первой и аплодировала, – вспоминает Игорь Григурко. 
 
После Омска «ЧелоВЕК» перебрался в северную столицу России.

– Это очень странная детективная история. Мы перебрались туда, нашлись меценаты, которые стали учредителями местного театра, нас сразу расселили по съемным квартирам. Но уже через год у нас начались очень большие проблемы – финансовые и психологические, и в следующие два с половиной года я, к сожалению, все взвалил на себя – не было директоров и продюсеров. Сначала ушла часть ребят – они продолжали играть, но это уже была не основная работа, и пришло то время, когда я сказал «стоп, дальше невозможно» и закрыл театр «ЧелоВЕК» – по-моему, это был 2010 год. Главная причина закрытия театра – отсутствие директора, менеджера, продюсера, который бы все это дальше развивал и толкал. 
 
Стоит ли уезжать?
 
На вопрос, что было бы, если бы тогда «ЧелоВЕК» не уехал из Бурятии, Игорь Григурко отвечает:

– Не знаю… Тогда было сильное желание расти дальше. Если нет команды единомышленников, происходит такая «нереализация». В Улан-Удэ осталась самая первая студия. Они и ко мне пришли уже после 18 лет. Некоторым было по 25–26. У многих уже были семьи. В принципе, они все при деле.
 
Стоит ли уезжать? Нужно слушать себя. Человек творческий всегда будет стремиться познать что-то новое, уверен Игорь Григурко.

– Найдет ли он себя там, куда он уедет, – другой вопрос. Мой учитель Нелли Петровна Дугаржабон всегда отказывалась уезжать из Улан-Удэ, несмотря на то что ее звали в Германию, Англию, в другие города России – такой она была специалист. Она училась в Петербурге, объездила весь мир и всегда предпочитала возвращаться в Бурятию. А я, честно скажу, очень комфортно чувствую себя в Санкт-Петербурге. Есть какая-то внутренняя успокоенность, очень там хорошо думается и придумывается. Сюда приезжаю так, как к маме приезжаю в Красноярск, но жить я хочу там. Есть люди, которые всегда возвращаются в Москву, им так хорошо. Но никогда не бывает, чтобы ты приехал и тебе сразу все выложили.

«Театр бы жил и пополнялся»

Евгения Герасимова – режиссер по пластике, преподаватель ВСГИК, была актрисой театра «АзАрт» той первой студии, с которой Игорь Григурко начал историю своего театра. Сегодня ее талантливый, тонкий и ироничный почерк можно увидеть в спектаклях Русского драматического театра. И, конечно, работа со студентами, создание постановок на сцене концертно-театрального центра ВСГИК занимают большую часть ее времени.



Поклонники таланта Герасимовой говорят, что она могла бы ставить прекрасные спектакли на большой сцене, и это было бы не менее уникально, чем театр «ЧелоВЕК», «осколком» которого она является. Студенткой Игоря Григурко Евгения Герасимова стала аж в 24 года, перейдя с заочного обучения на очное. Ей оставался год до диплома, но желание учиться и работать с мастером заставило ее вернуться на третий курс. Она стала одной из тех, кто не уехал со своим учителем, оставшись в Улан-Удэ с семьей. Каждый год она выпускает студентов, которые в поисках востребованности уезжают из Бурятии работать в другие места.

– Мне кажется, если бы театр не уехал, он бы жил и пополнялся выпускниками кафедры. Живет же «Байкал» без сцены. Так же и «ЧелоВЕК» бы жил, подыскали бы базу. В Омске, кстати, у них база была на кондитерской фабрике. Думаете, как она называлась? «АзАрт»!  Здесь жить можно и работать можно, но отсюда нужно выезжать! Я не могу жить без Байкала и ритм Москвы, например, мне не совсем подходит.

Когда-то Евгения уехала из Северобайкальска, где была человеком, который радовал, дарил праздник и к которому тянулось очень большое количество человек. Она вела кружок, креативила и была там счастлива.

– То же самое здесь, я понимаю, что я здесь нужна. Ощущение, что ты нужен на этом пространстве, меня успокаивает. Когда Игорь Леонидович уезжал, я в шутку сказала ему: «Смотрите, Игорь Леонидович, захотите вернуться, а ниша-то занята!». 

Евгения Герасимова работала с его студентами, с актерами, и когда он уехал, они стали обращаться к ней. Там, где в спектакле нужно пластическое решение, пускай минимум движений, но зато характерных… 

– Игорь Григурко, получается, «сосватал» меня в Русский драматический театр и постепенно я стала работать и с другими театрами. И даже уже два раза было, когда, не зная, что Игорь Леонидович – мой мастер и учитель, нас пытались столкнуть. А недавно был случай в «Красном факеле» в Новосибирске, Григурко там ставит, и Сергею Левицкому (художественный руководитель ГРДТ имени Н. Бестужева. – Прим. ред.) предложили, а он уже работает со мной. Я думаю, Игорь Леонидович, насколько я его знаю, рад за меня, ведь я его ученица. Очень важно, чтобы труппа всегда находилась в хорошей форме. Так много хочется еще сделать! Столько идей еще, а времени просто очень мало осталось, – говорит Евгения Герасимова.

На вопрос: «А было бы тебе сейчас 24 года, ты бы уехала»? отвечает не сразу, молчит, а потом, набрав воздух, выдыхает: «Уехала!». И во взгляде ее вдруг вспыхивает радость.

Диляра Батудаева, «Номер один».
 
По теме
Бурятские исполнители выступят на фестивале Nomad Way - Газета Номер один Группы «Намгар» и «Шоно» примут участие в международном музыкальном фестивале кочевой культуры Nomad Way в Астане 22-24 июня Группы «Намгар» и «Шоно» поднимутся на сцену музыкального фестиваля кочевой культуры «Nomad
17.06.2018
Они состоятся в рамках приезда театра им. Маяковского. В рамках приезда в столицу Бурятии Московского академического театра им.Вл.Маяковского на Малой сцене ГРДТ им.Н.А.Бестужева состоятся мастер-классы Леонида Ошарина,
16.06.2018
 
 
JPG Файл - МВД Республики Бурятия Сотрудники полиции разыскивают 22-летнего жителя Заиграевского района Николая Калинина, который ушел сегодня ночью из дома в с. Усть-Брянь, и до настоящего времени его местонахождение неизвестно.
15.06.2018 МВД Республики Бурятия
Решение Верховного суда вызвало недоумение родственников погибшего парня 22 мая Верховный суд Бурятии отменил обвинительный приговор в отношении полицейского, который, по мнению следствия и суда первой инстанции,
15.06.2018 Газета Номер один
Бурятские исполнители выступят на фестивале Nomad Way - Газета Номер один Группы «Намгар» и «Шоно» примут участие в международном музыкальном фестивале кочевой культуры Nomad Way в Астане 22-24 июня Группы «Намгар» и «Шоно» поднимутся на сцену музыкального фестиваля кочевой культуры «Nomad
17.06.2018 Газета Номер один
Они состоятся в рамках приезда театра им. Маяковского. В рамках приезда в столицу Бурятии Московского академического театра им.Вл.Маяковского на Малой сцене ГРДТ им.Н.А.Бестужева состоятся мастер-классы Леонида Ошарина,
16.06.2018 Телерадиокомпания Ариг Ус
В Улан-Удэ прошел I республиканский фестиваль русской песни «ЗвениУдинск» Сегодня 12 июня в Улан-Удэ прошел гала-концерт республиканского фестиваля русской песни «ЗвениУдинск», который собрал 45 коллективов со всего региона.
12.06.2018 Газета Номер один
Татьяна Андриевская и Александр Дорофеев стали чемпионами первого этапа кубка Европы по стрельбе из лука среди лиц С поражением опорно-двигательного аппарата - ГТРК Бурятия C 2 по 10 июня на проходящем в Олбии (Италия) этапе Кубка Европы по стрельбе из лука среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата сборная России завоевала шесть наград.
14.06.2018 ГТРК Бурятия
Футбольная «Бурятия» вновь на дне - Газета Номер один Новый сезон сборная республики начнет в четвертом дивизионе российского футбола Напомним, прошлый сезон ФК «Бурятия» провел в дивизионе рангом выше.
15.06.2018 Газета Номер один
Мастер спорта международного класса по вольной борьбе пожелал выпускникам успехов на ЕГЭ - Министерство образования и науки В свой день рождения Евгений Жербаев, член сборной Бурятии по вольной борьбе, Мастер спорта международного класса, бронзовый призер Чемпионата России – 2015, победитель Международных турниров обратился в выпускникам Бурятии,
15.06.2018 Министерство образования и науки
Минувшие выходные выдались поистине по-спортивному. Так, 12 июня, в день празднования государственного праздника День России, прошла районная летняя спартакиада среди пенсионеров.
14.06.2018 Газета Аха
В минувшие выходные, с 9 по 11 июня, Сорокская сойотская школа-интернат стала площадкой для проведения масштабного мероприятия республиканского значения – спартакиады работников государственных образовательных учреждений.
14.06.2018 Газета Аха
19 мая, в день пионерии, в стенах КСК с. Петропавловка прошел уже в 6-ой раз очередной традиционный турнир по быстрым шахматам на призы дацана «Пандэлинг» и Министерства спорта РБ.
13.06.2018 Газета TV Дубль
С 13 по 17 июня государственными инспекторами отдела ветеринарного надзора в пункте Усолье-Сибирское досмотрено 19 транспортных средств, 37 партий, 973 тонны подконтрольного Россельхознадзору груза.
18.06.2018 Россельхознадзор