«Валить – не выход», говорите?

«Валить – не выход», говорите?
«Валить – не выход», говорите?
«Валить – не выход», говорите?
Фото: gazeta-n1.ru
В истории культуры Бурятии есть примеры, когда «валить» становится единственным спасением
На примере выходцев из театра пластической драмы «ЧелоВЕК» можно сделать вывод о том, что не все творческие проекты способны прижиться на местной почве. Иногда нужно сделать рывок, изменить пейзаж за окном, чтобы идея получила максимальное признание и развитие. 

Победный дуплет

Осенью 2004-го случилось нечто, не имеющее аналогов в истории отечественного театра: «ЧелоВЕК» переехал из Улан-Удэ на «постоянное местожительство» в Омск. Приехали на новое место уже «обремененные» многочисленными регалиями театральных конкурсов и фестивалей всех уровней, от всероссийских до международных.

И сразу же, тихо отпраздновав на новой «земле обетованной» десятилетие со дня образования «ЧелоВЕКа», сделали победный «дуплет»: принесли Омску первую победу, завоевав в ноябре на Международном конкурсе «Этника» в Москве Гран-при за спектакль «Песни дождя», а спустя месяц стало известно, что с этим же спектаклем «ЧелоВЕК» номинируется на главную национальную театральную премию нашей страны  –  «Золотую маску» – как омский театр. Об этом помнят до сих пор, а зрители по-прежнему вспоминают, какой замечательный театр мы потеряли.
 
Об основателе

Игорь Григурко – заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, художественный руководитель, режиссер, педагог и основатель легендарного Театра пластической драмы «ЧелоВЕК» имени Нелли Дугаржабон, родился в Зеленогорске Красноярского края.



– В драматическом кружке Дворца пионеров, куда я ходил, наш педагог была выпускницей улан-удэнского института культуры – она посоветовала мне поступать именно сюда. После окончания института культуры педагоги Нелли Дугаржабон и Сергей Добрынин настояли, чтобы я набрал спецкурс по подготовке пластических актеров и режиссеров. Я планировал, что по завершении обучения у нас появился бы театр, о котором я мечтал еще с Красноярска, – вспоминает Игорь Григурко.

Два с половиной года учебы у режиссера Анатолия Баскакова, армия и окончание обучения у Джеммы Баторовой стали началом яркой театральной карьеры. Говорит, что Анатолий Баскаков заложил в нем главную театральную платформу – «ты должен знать театр изнутри, и делать его сам с самого начала». И он его «сделал» – создал с самого начала.

Майя Плисецкая аплодировала стоя

– В 1993 году из первого моего набора студентов появился театр «АзАрт». В конце 90-х это стало театром «ЧелоВЕК», а когда ребята из моей третьей группы окончили институт, мы переехали в город Омск – в Улан-Удэ было сложно и финансово, и с площадкой. Слава богу, в Омске нашлись люди, которые протянули нам руку, и мы дальше прекрасно работали. Спектакль «Песни дождя» пригласили на «Золотую маску», губернатор дал нам денег и отправил туда – мы там получили специальный приз, его получила Людмила Глухова за вокал. Спектакль, кстати, смотрела Майя Плисецкая, и, как нам потом рассказывали, она встала первой и аплодировала, – вспоминает Игорь Григурко. 
 
После Омска «ЧелоВЕК» перебрался в северную столицу России.

– Это очень странная детективная история. Мы перебрались туда, нашлись меценаты, которые стали учредителями местного театра, нас сразу расселили по съемным квартирам. Но уже через год у нас начались очень большие проблемы – финансовые и психологические, и в следующие два с половиной года я, к сожалению, все взвалил на себя – не было директоров и продюсеров. Сначала ушла часть ребят – они продолжали играть, но это уже была не основная работа, и пришло то время, когда я сказал «стоп, дальше невозможно» и закрыл театр «ЧелоВЕК» – по-моему, это был 2010 год. Главная причина закрытия театра – отсутствие директора, менеджера, продюсера, который бы все это дальше развивал и толкал. 
 
Стоит ли уезжать?
 
На вопрос, что было бы, если бы тогда «ЧелоВЕК» не уехал из Бурятии, Игорь Григурко отвечает:

– Не знаю… Тогда было сильное желание расти дальше. Если нет команды единомышленников, происходит такая «нереализация». В Улан-Удэ осталась самая первая студия. Они и ко мне пришли уже после 18 лет. Некоторым было по 25–26. У многих уже были семьи. В принципе, они все при деле.
 
Стоит ли уезжать? Нужно слушать себя. Человек творческий всегда будет стремиться познать что-то новое, уверен Игорь Григурко.

– Найдет ли он себя там, куда он уедет, – другой вопрос. Мой учитель Нелли Петровна Дугаржабон всегда отказывалась уезжать из Улан-Удэ, несмотря на то что ее звали в Германию, Англию, в другие города России – такой она была специалист. Она училась в Петербурге, объездила весь мир и всегда предпочитала возвращаться в Бурятию. А я, честно скажу, очень комфортно чувствую себя в Санкт-Петербурге. Есть какая-то внутренняя успокоенность, очень там хорошо думается и придумывается. Сюда приезжаю так, как к маме приезжаю в Красноярск, но жить я хочу там. Есть люди, которые всегда возвращаются в Москву, им так хорошо. Но никогда не бывает, чтобы ты приехал и тебе сразу все выложили.

«Театр бы жил и пополнялся»

Евгения Герасимова – режиссер по пластике, преподаватель ВСГИК, была актрисой театра «АзАрт» той первой студии, с которой Игорь Григурко начал историю своего театра. Сегодня ее талантливый, тонкий и ироничный почерк можно увидеть в спектаклях Русского драматического театра. И, конечно, работа со студентами, создание постановок на сцене концертно-театрального центра ВСГИК занимают большую часть ее времени.



Поклонники таланта Герасимовой говорят, что она могла бы ставить прекрасные спектакли на большой сцене, и это было бы не менее уникально, чем театр «ЧелоВЕК», «осколком» которого она является. Студенткой Игоря Григурко Евгения Герасимова стала аж в 24 года, перейдя с заочного обучения на очное. Ей оставался год до диплома, но желание учиться и работать с мастером заставило ее вернуться на третий курс. Она стала одной из тех, кто не уехал со своим учителем, оставшись в Улан-Удэ с семьей. Каждый год она выпускает студентов, которые в поисках востребованности уезжают из Бурятии работать в другие места.

– Мне кажется, если бы театр не уехал, он бы жил и пополнялся выпускниками кафедры. Живет же «Байкал» без сцены. Так же и «ЧелоВЕК» бы жил, подыскали бы базу. В Омске, кстати, у них база была на кондитерской фабрике. Думаете, как она называлась? «АзАрт»!  Здесь жить можно и работать можно, но отсюда нужно выезжать! Я не могу жить без Байкала и ритм Москвы, например, мне не совсем подходит.

Когда-то Евгения уехала из Северобайкальска, где была человеком, который радовал, дарил праздник и к которому тянулось очень большое количество человек. Она вела кружок, креативила и была там счастлива.

– То же самое здесь, я понимаю, что я здесь нужна. Ощущение, что ты нужен на этом пространстве, меня успокаивает. Когда Игорь Леонидович уезжал, я в шутку сказала ему: «Смотрите, Игорь Леонидович, захотите вернуться, а ниша-то занята!». 

Евгения Герасимова работала с его студентами, с актерами, и когда он уехал, они стали обращаться к ней. Там, где в спектакле нужно пластическое решение, пускай минимум движений, но зато характерных… 

– Игорь Григурко, получается, «сосватал» меня в Русский драматический театр и постепенно я стала работать и с другими театрами. И даже уже два раза было, когда, не зная, что Игорь Леонидович – мой мастер и учитель, нас пытались столкнуть. А недавно был случай в «Красном факеле» в Новосибирске, Григурко там ставит, и Сергею Левицкому (художественный руководитель ГРДТ имени Н. Бестужева. – Прим. ред.) предложили, а он уже работает со мной. Я думаю, Игорь Леонидович, насколько я его знаю, рад за меня, ведь я его ученица. Очень важно, чтобы труппа всегда находилась в хорошей форме. Так много хочется еще сделать! Столько идей еще, а времени просто очень мало осталось, – говорит Евгения Герасимова.

На вопрос: «А было бы тебе сейчас 24 года, ты бы уехала»? отвечает не сразу, молчит, а потом, набрав воздух, выдыхает: «Уехала!». И во взгляде ее вдруг вспыхивает радость.

Диляра Батудаева, «Номер один».
 
По теме
Это шанс показать красоту нашей республики через объектив камеры и возможность участвовать в Международном бурятском фестивале «Алтаргана-2024» Национальный музей при поддержке министерства культуры Бурятии запускает
18 марта на театральной площади артисты и работники республиканских и муниципальных учреждений культуры и искусства приняли участие в «Крымской весне» Со знаменательной датой поздравили Глава Бурятии Алексей Цыденов,
Концерт пройдет 23 марта в 16:00 в Таширском доме культуры В историю становления бурятской музыки вошли имена Найдана и Пурбо Дамирановых, Чингиса Павлова, Юрия Ирдынеева, Владлена Пантаева,
«Псковский скоморох» - ежегодный международный фестиваль-конкурс циркового искусства, который пройдет с 26 по 31 марта в Пскове Данный проект стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив.
Зрителей ждут премьеры и полюбившиеся постановки 6, 7, апреля премьера комедии «Дон Жуан» Жана-Батиста Мольера в постановке художественного руководителя театра, режиссера Олега Юмова,
В Гусиноозерске неизвестные стреляли по машинам - ГТРК Бурятия В городе уже случался подобный инцидент Фото: скриншот В Гусиноозерске вандалы вновь стреляют по автомобилям.Момент стрельбы попал на камеры видеонаблюдения, сообщается в телеграм-канале “Весь Гусиноозерск”.
ГТРК Бурятия
О важности диспансеризации - Газета Баргузинская правда Сколько людей в Баргузинском районе прошло диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры?
Газета Баргузинская правда
Кое-что о здоровье: профилактика туберкулеза - Национальная библиотека Туберкулез – заразное и очень опасное заболевание, первоначально может протекать как обычная простуда, пневмония, а иногда даже бессимптомно, поэтому особое значение имеет профилактика и раннее выявление этого заболевания.
Национальная библиотека
В Бурятии соберутся на танцевальный марафон - ИА Байкал-Daily Фото:Сергей Тарасенко, из архива Межрегиональный конкурс состоится в апреле С 11 по 19 апреля в Бурятии пройдёт межрегиональный конкурс современного танца «Байкальский танцевальный марафон».
ИА Байкал-Daily