Существует ли русская нация?

Фото: www.newbur.ru

Часть первая

В этом я  совсем не  уверен. Лозунг «Россия для  русских» означает сегодня — вперед в  Московское княжество времен Ивана III, ибо  русского националиста решительно не  устроит Московское царство уже  к  концу правления Ивана Грозного, пишет «Сноб» . Именно тогда в  состав наследственных владений Рюриковичей вошли Казанское, Астраханское и  Сибирское ханства, а  с ними татары, башкиры, чуваши, мордва, удмурты, марийцы. Кстати, одних сибирских народов, которые постепенно в  течение XVI–XVII веков подпали под  власть России, сегодня насчитывается 37. Иными словами, к  концу правления Ивана Грозного Московия окончательно перестала быть государством по  преимуществу великорусской народности. Это  страна и  коряков, и  алюторцев, и  кереков, и, прости Господи, нганасанов. Если «Россия для  русских», то  куда их-то девать со  всеми шаманами, моржовыми клыками и  матерью Тюленихой, а  заодно с  нефтью, газом и  алмазами? Cкажите мне, православные, как  нам поступить с  якутским божеством верхнего мира, Юрюнг Айыы Тойоном? Сжечь идолище поганое?

Русский народ — это  не  кровь и  не вера. Вся  история нашего государства — история не  биологической или  конфессиональной, а  политической общности, которую нельзя назвать даже чисто славянской. Среди народов, которые выступили учредителями Древнерусского государства, «Повесть временных лет» называет два  восточнославянских племени — словен и  кривичей и  два финно-угорских — чудь и  весь. Именно они  в  862 году призвали третью силу — скандинавов, или  варягов, которых летопись именует «русью», «как другие называются шведы, а  иные норманны и  англы, а  еще иные готландцы, — вот  так и  эти… И  от тех  варягов прозвалась Русская земля».

Таким образом, «русь» — скандинавское племя Рюрика. Чуть позже летописец распространяет это  понятие на  всех, кто  пришел с  Олегом, родственником Рюрика, в  Киев в  882 году: «И сел  Олег, княжа, в  Киеве, и  сказал Олег: «Да будет это  мать городам русским»», то  есть на  тот момент городам варяжским. «И были у  него варяги, — продолжает летописец, — и  славяне, и  прочие, прозвавшиеся русью». В  сущности русское государство первых трех столетий своего существования — это  города, расположенные по  торговому пути из  варяг в  греки, которые контролировала «русь» — род  Рюриковичей и  его дружина.

В перечне из  50 послов и  гостей (купцов), упомянутых в  договоре Игоря с  греками (945 год), славянских имен не  более двух: «Мы — от  рода русского послы и  купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и  общие послы: Вуефаст от  Святослава, сына Игоря; Искусеви от  княгини Ольги; Слуды от  Игоря, племянник Игорев;  Улеб от  Володислава; Каницар от  Предславы; Шихберн Сфандр от  жены Улеба; Прастен Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, племянник Игорев; Кары Тудков; Каршев Тудоров; Егри Евлисков» и  так далее.

Вот они  — первые русские имена, господа русские националисты.

Киевская Русь зачахла в  тот момент, когда более не  могла защищать торговый путь из  варяг в  греки от  степных кочевников, сначала половцев, а  затем татар. Со  второй половины XII  века — в  XIII веке эту  страницу нашей истории можно считать перевернутой. В  1246 году, через 6  лет после татарского разгрома Киева, папский миссионер Плано-Карпини видит в  Киевской и  Переяславской земле лишь бесчисленное множество костей и  черепов, а  в Киеве застает едва ли  более 200  домов. К  этому времени русское население уже  в  течение почти столетия бежит на  запад, где  в  тесном соседстве с  Литвой и  Польшей формируются будущие украинцы и  белорусы, и  на северо-восток — в  леса по  берегам Оки  и  Верхней Волги. Там  позднее сложится великорусская народность путем смешения славян-беженцев с  автохтонным финским населением — чудью. Отсюда наше «чудо», «чудак», «чудить», «чудно», «причуда», «чудовище» — нечто разительно не  похожее на  воображаемую норму. Само слово «Москва» хранит память о  наших неславянских предках. Окончание -va значит по-фински «вода». Ока  — это  финское joki, то  есть «река». Есть версия финского происхождения и  гидронима «Волга». Даже московское аканье, которое впервые фиксируется в  духовной Ивана Калиты 1328 года, по  мнению Владимира Даля, образовалось при  обрусении чудских племен. Киевская Русь окала. Но  главную роль в  формировании ландшафта Евразии на  столетия вперед сыграла вовсе не  чудь. Просто запомним, что  будущее Московское государство только с  большой натяжкой можно именовать славянским, впрочем, как  и  его предшественницу — Киевскую Русь, соединившую славян, финно-угров и  скандинавов.

Мы редко задумываемся над  тем, что, переместившись на  Запад и  Северо-Восток, Русь подошла к  одной из  основных точек невозврата в  своей истории. Именно в  XIV–XV веках решалось, кто  станет хозяином Евразии — Москва или  Краков, кто  будет лидировать на  огромных дремучих пространствах между Европой и  Азией — украинцы и  белорусы в  союзе с  Литвой и  Польшей или  великорусы-чудь в  союзе с  татарами.

Да, татары были полноправными участниками создания Московского княжества, которое, собственно, платило Золотой Орде дань и  постепенно сделалось чем-то вроде татарского смотрящего за  Русью. Не  будь Орды, северо-восточные князья «разнесли бы  свою Русь на  бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лоскутья» (В.О. Ключевский). И  их бы  несомненно сожрали польско-литовские Гедиминовичи-Ягеллоны или, например, новгородцы. (Замечу a  propos, мне  иногда жаль, что  не  сожрали.) Теперь приходится отдавать дань татарам не  пушниной и  серебром, как  встарь, но  словами благодарности. Cпасибо братскому монголо-татарскому народу за  вклад в  создание феодального русского государства.

Опираясь на  военную силу Орды, Москва оказалась гораздо успешнее Литвы. Правда, не  великорусскую народность и  веру православную защищали московские князья, а  собственную власть или  волость, то  есть собственность. Что  и  сегодня одно и  то же. Так, в  1327 году Иван Калита во  главе ордынского войска сжег православную Тверь, где  до  этого убили татарского посла. В  карательной экспедиции москвичи с  татарами «положили пусту всю  землю Русскую». Тверской князь бежал в  Новгород, а  затем во  Псков. Иван Калита потребовал выдачи князя, а  митрополит Феогност, сидевший в  Москве, отлучил его  и  весь Псков от  церкви, явив таким образом один из  высших образцов православной симфонии, достигнутой мусульманской Ордой, московской церковью и  московским же  князем. В  самый момент возникновения Московии власть, она  же  волость, была, как  видим, превыше и  кровного родства, и  веры православной.

Орда играла решающую роль не  только в  возвышении Москвы при  Иване Калите, но  и много позднее, даже после так  называемой Куликовской битвы, во  время «феодальной войны» Василия Темного с  Юрием Галицким в  1431 году, когда хан  окончательно закрепил переход московского престола от  отца к  сыну, минуя дядьев, тем  самым предопределив победу Василия и  его потомства в  лице Ивана III, Василия III  и  Ивана Грозного. Зря  политические противники Василия Темного спрашивали его: «Для чего любишь татар и  даешь им  русские города на  кормление? Для  чего серебром и  золотом христианским осыпаешь неверных?» Стыдить прагматичных московских князей было пустой тратой времени.

Не удивительно, что  и  царский венец у  нас вышел татарским — какая-то золотая тюбетейка, по  одной из  легенд, доставшаяся Ивану Калите от  хана Узбека за  службу и  верность. Это  потом московские князья на  страницах летописей, всевозможных сказаний и  житий превратили себя в  главных борцов с  золотоордынским игом, а  свою тюбетейку стали выдавать за  венец, полученный в  дар от  византийского царя Константина Мономаха. Историю, как  известно, пишут победители.

Во второй половине XV  века Золотая Орда, без  всяких усилий со  стороны московских князей, фактически распалась на  мелкие, враждующие между собой ханства и  Москва стала практически единственной серьезной силой на  бесконечных землях до  Тихого океана на  Востоке и  до Черного моря на  Юге. Ей  предстояло заполнить собой все  эти грандиозные пространства, которые являли либо пустоту, либо «плохо лежавшие» осколки прежних царств и  союзов. XVI  век — Среднее и  Нижнее Поволжье, Сибирь. XVII век  — Украина, XVIII век  — устье Невы, Прибалтика, Крым, Закавказье, Польша, Аляска. XIX  век — Финляндия, Бессарабия, Кавказ, Средняя Азия. За  четыре столетия империя объединила шестую часть суши и  более сотни народов, распространившись в  момент своего наивысшего могущества на  три континента — Европу, Азию и  Америку. Подчеркну, русский язык являлся родным примерно для  одной трети населения или  немногим более того. Немцы, шотландцы, голландцы, швейцарцы, французы, итальянцы и  даже один, но  очень важный для  нашей страны эфиоп — были сотворцами этой грандиозной империи. Гордон, Лефорт, Брюс, Ганнибал, Остерман, Бирон, Левенвольде, Миних, Нессельроде, Клейнмихель, Кауфман, Ламсдорф, Даль, Витте — имен иноземцев, служивших России и  считавших себя русскими, тысячи. Про  кровь династии Романовых, собственно, раздвинувших империю на  три континента, даже говорить не  приходится. В  царе, которого у  нас считают самым русским, то  есть в  Александре III, было что-то вроде 1/8 русской крови.

К началу XX  века титул российского императора звучал так: «Божиею поспешествующею милостию, Мы, Николай Вторый, Император и  Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и  Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и  Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и  Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и  иных; Государь и  Великий Князь Новагорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и  всея северныя страны Повелитель; и  Государь Иверския, Карталинския и  Кабардинския земли и  области Арменския; Черкасских и  Горских Князей и  иных Наследный Государь и  Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и  Ольденбургский и  прочая, и  прочая, и  прочая».

Перед нами причудливое наложение горизонтов удельного князька, скрупулезно перечисляющего все  свои отчины и  дедины, и  новоевропейского колонизатора-империалиста. Тем  не  менее смысл этого титула в  том, что  Подольск и  Туркестан, Псков и  Шлезвиг-Гольштейн, Финляндия и  Нижний Новгород, Кабарда и  Дитмаршен объединены не  узами национального родства или  какой-то одной конфессией, а  властью императора и  самодержца Всероссийского. Слово «Всероссийский» означает примерно то  же, что  значило «русь» из  «Повести временных лет». Это  не  столько понятие этническое — этническим государев титул был  еще при  Алексее Михайловиче — «царь всея Великая, Малая и  Белая Руси», то  есть всех частей русского народа, — теперь это  понятие cкорее политическое. «Государство» в  русском языке происходит от  слова «государь», а  «власть», как  помним, — от  «волость», собственность. Так  что Николай II  вполне закономерно назвал себя в  переписном листе «хозяином земли Русской». Он  был господином своей волости, разросшейся до  одной шестой суши.

Тем не  менее империя уже  вступила на  тот гибельный путь, который вскоре приведет ее  к катастрофе. Перечисляя причины русской революции, мы  говорим обычно о  косности элит, нерешенном крестьянском вопросе, контрастах богатства и  бедности и  прочих важных, но  отнюдь не  главных вещах. Коммунисты изображали крах романовской России результатом «освободительной борьбы», на  деле диссидентского движения. Оно  несомненно ставило проблемы русской жизни ребром, заостряло их  в сознании образованного общества, а  дойдя до  отчаяния, стреляло и  взрывало чиновников, но  было бесконечно далеко от  народа. Достаточно сказать, что  на  историческом II  съезде РСДРП в  1903 году — где, собственно, возникло слово «большевики» — присутствовало всего 57  человек. И  эти полсотни радикалов, мыкавшихся в  эмиграции, собирались перевернуть жизнь 150-миллионного народа. Партия Лимонова обладает сегодня, пожалуй, большим общественным весом. Тот  же  Ленин еще  в  1916 году признавался, что  он  и другие товарищи, старые большевики, едва ли  увидят революцию в  России.

Мы, конечно, не  знаем, как  бы  развивалась наша история, не  впутайся Россия в  Первую мировую войну. Возможно, весь мир  следил бы  сейчас за  рождением не  принца Георга Александра Луи, а  какого-нибудь цесаревича и  великого князя Алексея Николаевича, которому в  году, например, 2024-м предстояло бы  короноваться в  Успенском соборе Кремля под  именем Алексея III.

Но вступление в  Первую мировую войну стало очередной точкой невозврата в  нашей истории. Могла ли  Россия избежать войны? Многие считают, что  да. Дескать, будь Столыпин жив, он  бы не  допустил катастрофы. Я  в этом сомневаюсь. Будь Столыпин жив, к  1914 году он, скорее всего, был  бы  давно в  отставке, сидел в  Государственном совете или  писал мемуары на  «досадной кушетке» в  своей Подмосковной или  в  Колноберже Ковенской губернии, где  вырос. Ни  Столыпин, никто другой не  смогли бы  остановить Первой мировой войны. Пожалуй, в  России 1914 года жил  только один человек, которому это  было под  силу — Николай Александрович Романов.

Вглядимся в  последние 96  часов старой России. 16  июля 1914 года Николай пишет в  своем дневнике: «Днем поиграл в  теннис, погода была чудная. Но  день был  необычайно беспокойный. Меня беспрестанно вызывали к  телефону… Кроме того, находился в  срочной телеграфной переписке с  Вильгельмом». Кузен Вилли, император Германии Вильгельм II, за  три дня  до  начала войны еще  надеется образумить Никки, остановить надвигающуюся катастрофу. 17  июля 1914 года: «Утром было поспокойнее в  смысле занятий… Выкупался с  наслаждением в  море». 18  июля 1914 года: «После завтрака принял германского посла». Еще  одна попытка договориться. 19  июля 1914 года: «Германия объявила нам  войну». Ночью около двух часов с  четвертью Николая, уже  входившего в  свою спальню, нагнал камердинер Тетерятников с  последней телеграммой от  кузена Вилли: «Только ясный и  однозначный ответ твоего правительства может предотвратить бесконечные страдания», — писал кайзер. Но  Николай пошел спать, оставив на  телеграмме пометку: «Получена после объявления войны». В  эти последние часы мира царь удивительно спокоен: купается, играет в  теннис, общается с  дочерьми, читает, только с  некоторой досадой упоминает о  царящей вокруг суматохе. Николай давно все  решил. Точнее, за  него решила история. И  он биллиардным шаром катился в  уготованную ему  лузу.

Это началось менее столетия до  описанных событий. В  истории часто так  бывает. В  потоке повседневной жизни современники редко способны разглядеть события, которым действительно суждено изменить будущее. Особенно когда речь идет не  о каком-то конкретном факте, то  есть случившемся в  реальности, а  о настроении умов, идеях и  мечтаниях, которые только побуждают к  действиям, не  обязательно здесь и  сейчас. Они  создают общественную атмосферу. В  ней воспитываются, обзаводятся принципами и  ценностями те, кто  будут делать историю завтра. И  все же  пусть у  этих идей и  мечтаний, еще  смутных, не  проработанных, но  потенциально разрушительных для  империи, будет дата — 18  декабря 1833 года. До  роковой войны оставался 81  год, фактически жизнь одного человека. Вот  срок, который превратил эфирную субстанцию мысли в  материальную силу, обрушившую грандиозную четырехсотлетнюю империю.

Часть вторая

Итак, от  двери спальни, в  которую ночью 19  июля 1914 года вошел император Николай II, мы  перенеслись на  81 год  назад, в  6 декабря 1833 года (18-е по  новому стилю), в  совершенно другую еще  страну.

Чтобы понять, насколько она  другая, достаточно оглядеться по  сторонам. За  пару дней до  интересующей нас  даты — если быть точнее, 2  декабря — Гоголь читает Пушкину свою «Повесть о  том, как  поссорились Иван Иванович с  Иваном Никифоровичем»: «Прекрасный человек Иван Иванович! Он  очень любит дыни. Это  его любимое кушанье. Как  только отобедает и  выйдет в  одной рубашке под  навес, сейчас приказывает Гапке принести две  дыни. И  уже сам  разрежет, соберет семена в  особую бумажку и  начнет кушать. Потом велит Гапке принести чернильницу и  сам, собственною рукою, сделает надпись над  бумажкою с  семенами: «Сия дыня съедена такого-то числа». Если при  этом был  какой-нибудь гость, то: «участвовал такой-то»» — вот  в  какую страну мы  отправились из  1914 года.

Летом 1833 года император и  самодержец всероссийский Николай I  проезжает через замиренную Польшу. Всего-то два  года назад жестоко подавлено восстание поляков, которые едва не  убили брата Николая, его  варшавского наместника Константина Павловича, а  император преспокойно едет в  коляске в  сопровождении одного графа Бенкендорфа, да  еще фельдъегеря на  случай, если понадобится отдать срочные распоряжения. Предусмотрительный шеф  жандармов, граф Александр Христофорович, конечно, держал в  коляске пару заряженных пистолетов (как трогательно), но  ни разу ими  не  воспользовался. Бенкендорф пишет: император «брал прошения от  поляков, с  ними разговаривал и  не принимал ни  малейших мер  предосторожности, как  бы  среди верного русского народа». Сегодня такое трудно представить даже на  Селигере, не  говоря уже  о  Чеченской республике.

Николай в  расцвете сил. Ему  исполнилось 37  лет, он  является несомненным лидером Европы, поляки повержены, холерные бунты усмирены одним «оловянным» взглядом самодержца, с  Турцией заключен выгоднейший Ункяр-Искелесийский договор, закончен «Свод законов Российской империи», которому предстоит, наконец, отменить обветшалое Уложение царя Алексея Михайловича aж  1649 года издания, на  Дворцовой площади вот-вот очистится от  лесов грандиозный Александровский столп в  честь победы великого брата над  Наполеоном, превосходящий размерами все  колонны и  обелиски, существующие в  мире. О  Николае уже  отписался наимоднейший поэт Петербурга, вчерашний друг декабристов, только что  выбранный в  Российскую Академию Александр Cергеевич Пушкин: «Его я  просто полюбил: // Он  бодро, честно правит нами; // Россию вдруг он  оживил // Войной, надеждами, трудами».

И тем  не  менее именно в  этом, самом удачном и  безмятежном году николаевского царствования начинается обратный отсчет. Через 81  год случится война, которая погубит империю, через 85  лет расстреляют названного в  его честь правнука, погибнет и  большая часть августейшей фамилии, а  через сто  лет, в  1932–33 годах, от  голода, организованного большевиками, в  СССР умрет до  7 миллионов человек. На  этом фоне в  Москве пройдет съезд колхозников-ударников, завершится процесс о  «вредительстве на  электростанциях» и  будет раскрыт контрреволюционный заговор «общества педерастов»: ОГПУ выявит и  пресечет деятельность подрывных элементов, которые занимались «созданием сети салонов, очагов, притонов, групп и  других организованных формирований педерастов с  дальнейшим превращением этих объединений в  прямые шпионские ячейки».

Но мы  пока что  в  другой России.

23 ноября Николай I  в сопровождении императрицы Александры Федоровны и  брата, великого князя Михаила Павловича, прибыл в  императорскую певческую капеллу, что  напротив Дворцовой площади, через Мойку. Здесь хор  и  два оркестра впервые исполнили «Молитву русского народа», которой предстоит стать официальным гимном Российской империи. Музыку написал флигель-адъютант, скрипач и  жандарм Алексей Львов, стихи — Жуковский, но  вторая и  третья строчки принадлежат Пушкину. Молитву исполняют несколько раз. Царь необычайно растроган, прослезился.

6 декабря (или 18  декабря по  новому стилю) — в  тот самый день, который мы  установили в  нашей машине времени, — «Боже, Царя храни!» впервые публично исполняют в  Москве в  Большом театре. Современник вспоминает: «Тишина, царствовавшая в  огромном здании, дышала величественностью, слова и  музыка так  глубоко подействовали на  чувства всех присутствовавших, что  многие из  них прослезились от  избытка волнения. Все  безмолвствовали… видно было только, что  каждый сдерживал ощущение свое в  глубине души; но  когда оркестр театральный, хоры, полковые музыканты числом до  500 человек начали повторять все  вместе драгоценный обет всех русских, когда Небесного Царя молили о  земном, тут  уже шумным восторгам не  было удержу; рукоплескания восхищенных зрителей и  крики: “Ура!”, смешавшись с  хором, оркестром и  с бывшею на  сцене духовою музыкою, произвели гул, колебавший как  бы  самые стены театра».

Через каких-то сто  лет стены театра будут колебать рукоплескания восхищенных колхозников-ударников и  крики «Товарищу Сталину слава!». На  фоне массового голода в  стране зафиксированы многочисленные случаи людоедства.

Биографии создателей «Боже, Царя храни!» — генеалогическая карта империи. Василий Андреевич Жуковский был  сыном пленной турчанки Сальхи, вывезенной из-под крепости Бендеры после очередной русско-турецкой войны. Отец Жуковского — из  рода Буниных, пришедших в  Москву из  Польши в  XV веке. Александр Сергеевич Пушкин — правнук «арапа» из  Эфиопии, увезенного теми же  турками в  Стамбул и  переданного русскому послу. Сами же  Пушкины выводили себя от  Ратши, «из немец», служившего Новгородскому князю Александру Ярославичу. Львовы происходили из  Литвы и  поступили в  XV веке к  тверскому князю. Империя по-прежнему мозаика судеб, происхождений и  вероисповеданий. «Понаехавшие» — ее  плоть и  кровь. Сам  Николай окружен множеством немцев: Бенкендорф, Клейнмихель, Нессельроде, Корф, Дибич, Канкрин, Герстнер, Тон, Тотлебен. Императору приписывают фразу: «Русские дворяне служат Отечеству, немецкие — Нам».

И тем  не  менее что-то в  воздухе эпохи изменилось. Начнем с  того, что  в  гимне императора именуют древним, допетровским, титулом «царь», хоть и  происходящим из  той же  латыни, от  Цезаря, но  каким-то ветхим, замшелым. Даже неграмотный мужик Емелька Пугачев называл себя по-питербурхски «cамодержавным амператором». Кроме того, единственная содержательная характеристика государя в  гимне — «царь православный». (Пушкин, правда, пытался звучанием имитировать никуда не  влезавшее «самодержавный», то  есть суверенный, вставив довольно расплывчатое «сильный, державный».)

Разумеется, в  появлении строчки «царь православный» не  было ничего скандального. Православие — древняя родовая религия русского народа и  его династии. В  то же  время довольно трудно представить себе Петра I, Екатерину II, да  хоть отца или  брата Николая, которые акцентировали бы  в своей власти только этот, конфессиональный, аспект. Петр известен своими всешутейшими соборами, оскорбительными не  только для  православия, но  и для  христианства вообще, Екатерина была откровенной вольтерьянкой, Павел возглавлял католический духовно-рыцарский орден госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, будучи мирянином, позволял себе тем  не  менее служить в  алтаре, имитируя священника, и  даже мечтал об  объединении всего христианства под  властью папы-императора (разумеется, таковым он  видел только себя). И  вдруг, всего через пару десятилетий, «царь православный»!

Действительно, Николай первым из  русских правителей озабочен поиском «духовных скреп», созданием подлинно национальной идеологии. Еще  в  1832 году адъюнкт Московского университета Михаил Погодин завершает конспективный «Очерк русской истории» так: «Основание Александром первенства России в  Европе, и  окончание европейского периода русской истории. Начало своенародного (национального) периода царствованием императора Николая. Крылов и  Пушкин». Таким образом, принятый в  1833 году гимн призван был  подчеркнуть как  раз «своенародный» характер власти императора. Отныне он  царь. И  царь православный.

В марте 1833 года Николай назначает на  пост министра народного просвещения Сергея Семеновича Уварова, который, кстати говоря, происходил из  рода мурзы Минчака Косаевича, выехавшего из  Орды на  Русь. При  вступлении в  должность Уваров распорядился разослать по  учебным округам знаменитый циркуляр: «Общая наша обязанность состоит в  том, чтобы народное образование, согласно с  высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в  соединенном духе Православия, Самодержавия и  народности». Уваров называл их  «истинно русскими охранительными началами, составляющими последний якорь нашего спасения» посреди «быстрого падения религиозных и  гражданских учреждений в  Европе, при  повсеместном распространении разрушительных понятий».

Плохая новость для  г-на Милонова и  г-жи Мизулиной: сам  Сергей Семенович Уваров, создатель спасительной для  России идеологии, призванной охранить ее  «своенародные» начала от  тлетворного влияния Запада, состоял в  гомосексуальной связи с  князем Дондуковым-Корсаковым, что  немало способствовало его, князя, продвижению по  службе и  даже удостоилось эпиграммы Пушкина: «В Академии наук // Заседает князь Дундук. // Говорят, не  подобает // Дундуку такая честь; // Отчего ж  он заседает? // Оттого что  жопа есть».

Надо отдать должное Николаю I  — ему  и  в голову не  пришло заглядывать в  постель своего министра и  уж тем  более изображать его  «объединение» с  Дондуковым-Корсаковым «прямой шпионской ячейкой». Для  такого ментального сдвига понадобится по  меньшей мере столетие.

Существенно меньше времени уйдет на  то, чтобы общество сделало свои выводы из  новой идеологической затеи Николая и  его министра. Тот  же  Уваров однажды заметил: «Дух времени, подобно грозному сфинксу, пожирает непостигающих смысл его  прорицаний». «Смысл прорицаний» постигли вполне. В  русском обществе начинает формироваться течение, которое в  сороковые годы назовут «славянофильством». Но  первое его  название — просто «славяне». Вы  можете встретить его  еще у  Герцена в  «Былом и  думах».

Бог с  ним, с  антизападным и  антиевропейским пафосом «славянства», грезившего о  «Домострое», русской соборности, народной душе, онучах и  прочей тухлой белиберде. Проницательный и  ядовитый наблюдатель Герцен был  одним из  первых общественных деятелей России, кто  почувствовал внешнеполитические риски новомодного «славянства» своих московских знакомых: «К собственным историческим воспоминаниям прибавились воспоминания всех единоплеменных народов. Сочувствие к  западному панславизму приняли наши славянофилы за  тождество дела и  направления, забывая, что  там исключительный национализм был  с  тем вместе воплем притесненного чужестранным игом народа». Так  поборники «своенародных начал» в  России становятся союзниками националистов в  угнетенных Турцией и  Австрией славянских землях, которые все  чаще именуют «братскими народами». Некоторые из  них исповедуют православие, а  потому, как  считается, находятся в  особой духовной связи с  русскими.

Герцен описывает приезд в  Москву в  конце 30-х годов XIX  века некоего панслависта Гая: «Ему… не  трудно было разжалобить наших славян судьбою страждущей и  православной братии в  Далмации и  Кроации; огромная подписка (средств. — Н. У.) была сделана в  несколько дней, и, сверх того, Гаю  был дан  обед во  имя всех сербских и  русняцких симпатий. За  обедом один из  нежнейших по  голосу и  по занятиям славянофилов… разгоряченный, вероятно, тостами за  черногорского владыку, за  разных великих босняков, чехов и  словаков, импровизировал стихи, в  которых было следующее:

Упьюся я  кровью мадьяров и  немцев.

Все неповрежденные (славянофильством. — Н. У.) с  отвращением услышали эту  фразу. По  счастию, остроумный статистик Андросов выручил кровожадного певца; он  вскочил с  своего стула, схватил десертный ножик и  сказал: “Господа, извините меня, я  вас оставлю на  минуту; мне  пришло в  голову, что  хозяин моего дома, старик настройщик Диц  — немец; я  сбегаю его  прирезать и  сейчас возвращусь”. Гром смеха заглушил негодование», — заключает Герцен.

Через 70  с небольшим лет  смеха не  будет. 19  июля 1914 года после объявления войны Германии разъяренная толпа учинила разгром немецкого посольства в  Санкт-Петербурге. «Громили здание посольства дня  три, — вспоминают очевидцы, — сломали двери, выламывали решетки окон, выбрасывали мебель, целиком шкафы с  бумагами, и  наконец было скинуто с  аттика здания бронзовое олицетворение воинствующей Германии — два  тевтона, держащие коней. Этот разгром посольства привлек громадные толпы людей. Сквер перед Исаакием был  вытоптан, на  мостовой валялись обломки мебели, куски железных решеток, книги, бумаги. Толпа выкрикивала ругательства и  проклятия в  адрес кайзеровской Германии и  самого кайзера. Полиции там  мы  не видели — полицейские понимали, что  соваться под  руку возмущенной толпы — дело опасное». На  следующий день почти все  газеты c  ликованием писали о  «сердечных сценах торжества русского национального духа». Бронзовый Николай I  работы его  любимого скульптора Клодта, еще  одного немца на  русской службе, мог  так же  с удобством взирать со  своего высокого постамента на  эти «сердечные сцены». И  это было справедливо.

При Николае I  собственно началась национализация империи, которая постепенно сделала одну шестую часть суши заложником мелких честолюбий, жалких амбиций и  интриг карликовых славянских княжеств на  Балканах, ухитрявшихся к  тому же  постоянно обмишуривать Россию и  в конце концов втянувших ее  в роковую войну. Конечно, история в  30-е и  даже 40-е годы XIX  века еще  не  устремилась сметающим все  потоком в  выбранное раз  и  навсегда русло. Это  19  июля 1914 года обратного пути уже  не  было, зря  Вильгельм прислал кузену Никки свою последнюю телеграмму. В  1833 году история находилась еще  в  некоторой нерешительности. Используя естественно-научный термин, такой момент можно назвать динамическим равновесием. Очень скоро оно  будет навсегда нарушено. И  вся громада русской жизни подчинится одной единственной энергии — энергии уничтожения.

На это  будут работать лучшие силы вновь обретенной Россией «нации», или  «своенародности». Взять хотя бы  Федора Ивановича Тютчева, поэта, на  мой вкус, посредственного и  местами пошловатого, но  в России когда-то горячо любимого. Тютчев, кстати, принадлежал к  роду тюркского происхождения, скорее всего, перешедшему к  московским князьям из  Орды где-то во  времена Дмитрия Донского. Природная лень и  слабость к  женскому полу поначалу не  позволили Федору Ивановичу сделать надежной карьеры. Он  начал ее  по дипломатической части при  весьма приличной протекции. Однако к  36 годам был  уже отчислен из  Туринской миссии за  самовольную и  необъяснимую отлучку в  Мюнхен (по амурному делу). По  дороге он  теряет служебные документы особой важности — дипломатические шифры, но  его покровители скандал заминают. Лишенный жалования, с  детьми от  первого брака Тютчев фактически живет на  иждивении у  своей второй жены, Эрнестины Дёрнберг, в  девичестве Пфеффель (с ней  он  состоял в  связи, вероятно, еще  до  смерти первой жены). Кстати, Эрнестина уплатила 20  тысяч рублей долга своего мужа — сумма по  тем временам фантастическая. Этот эпизод не  помешает поэту и  патриоту завещать свою посмертную пенсию очередной сожительнице.

Но пока они  вроде бы  счастливы с  Эрнестиной, только остро нуждаются в  деньгах, у  молодоженов родятся дети, а  весь вклад Тютчева в  семейный бюджет — это  золотое шитье с  двух его  придворных мундиров камергера, привилегии на  ношение которых он  тоже лишился. Впрочем, Федор Иванович хлопочет, и  через пару лет  ему таки удается стать известным самому императору и  даже получить право обратиться к  нему с  личным посланием.

И Тютчев пишет одну из  тех высокопарных и  пафосных записок, которыми выложена дорога России в  ад Первой мировой войны: «Что ни  предпринимай, куда ни  подайся, если только Россия останется тем, что  она есть, российский император необходимо и  неодолимо пребудет единственным законным владыкой православного Востока… Враги знают, понимают, что  все те  страны, все  те  народы, которые им  желательно было бы  подчинить западному господству, связаны с  Россией историческими узами, подобно тому как  отдельные члены связаны с  тем же  живым организмом, частями которого являются… Повторим еще  раз и  будем повторять неустанно: Восточная церковь есть Православная империя… Вот  Империя, воплощающая… разом две  громады: судьбы целой расы и  прекраснейшую половину Христианской церкви».

Патриотическая записка составлена была, естественно, по-французски. Николай I  нашел ее  полезной и  велел выписать автору шесть тысяч ассигнациями. Это, разумеется, не  решило всех финансовых трудностей блестящего авантюриста, но  умение угадать и  проговорить сокровенные чаяния государя стало началом восхождения Тютчева к  подлинным высотам петербургского света.

Справедливости ради отметим, что  сам Николай I  и его  канцлер Нессельроде были весьма сдержанны в  насаждении своей национальной идеологии вовне. Император постоянно осаживал патриотические истерики общества, которые, как  он  отлично понимал, могли втянуть Россию в  войну с  главным союзником — Австро-Венгрией. Священным принципом его  внешней политики оставалось сохранение существующих режимов и  противодействие революциям, в  том числе славянским и  национально-освободительным. Впрочем, чем  дальше, тем  больше общество раздражалось этой сдержанностью Николая, которую списывали на  его реакционность, а  Нессельроде даже подозревали в  «особых отношениях» с  австрийским министром Меттернихом. Со  смертью Николая I  поддержка братских народов — не  просто патриотический долг, святая обязанность русского общества и  самого императора, но  и проявление либерализма. Новый министр князь Горчаков полагал национальным интересом России проливать кровь русских солдат, чтобы затем уйти и  предоставить освобожденный народ собственной судьбе, точнее, немцам. Удивительная все-таки логика у  патриотов русской нации.

Накануне следующего балканского кризиса славянские комитеты по  всей России — они  действовали уже  с  конца 50-х годов — собрали 4  миллиона рублей пожертвований. На  Балканы отправляются добровольцы. Император Александр II  разрешает офицерам своей армии уходить в  отставку и  ехать в  союзную Сербию, объявившую войну Турции. Вскоре там  действуют уже  четыре тысячи волонтеров. Война, которую Россия начнет в  1877 году ради освобождения Болгарии, обойдется ей  примерно в  105 тысяч жизней. Надо ли  говорить, что  Болгария уже  через пять лет  станет противником России. Впрочем, ни  в Петербурге, ни  по всей империи так  и  не поймут ни  тогда, ни  много позже, накануне роковой мировой войны: «братские народы» всего лишь искали свой путь к  независимости, используя то  Россию, то  Австрию, то  Францию, то  Германию, но  отнюдь не  стремились затеряться среди четырех тысяч девятьсот тридцати шести бриллиантов большой императорской короны Российской империи.

Русская нация в  1917 году вернее всего напоминает персонажа из  знаменитой сказки Александра Пушкина, написанной 14  октября все  того же  1833 года. В  рукописи на  ней есть помета: «18 песнь сербская» — удивительное, трансцендентное совпадение. Именно в  1833 году Пушкин на  волне всеобщего интереса к  славянской тематике работает над  своим циклом «Песни западных славян». Это  переложение известной литературной мистификации Проспера Мериме «Гузла, или  Избранные иллирийские стихотворения, собранные в  Далмации, Боснии, Кроации и  Герцеговине». Ни  в каких Далмациях с  Герцеговинами Мериме, конечно, не  был. Так, сочинил что-то экзотическое, сидя прямо в  Париже. Нужны были деньги. Правда, продать удалось только 12  экземпляров. Но  в России этот труд ждал нешуточный успех. Напомню вам  хорошо известный финал из  «18 песни сербской»:

Вот идет он  к синему морю,
Видит, на  море черная буря:
Так и  вздулись сердитые волны,
Так и  ходят, так  воем и  воют.
Стал он  кликать золотую рыбку.
Приплыла к  нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с  поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне  делать с  проклятою бабой?
Уж не  хочет быть она  царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей  в Окияне-море,
Чтобы ты  сама ей  служила
И была бы  у ней  на  посылках».
Ничего не  сказала рыбка,
Лишь хвостом по  воде плеснула
И ушла в  глубокое море.
Долго у  моря ждал он  ответа,
Не дождался, к  старухе воротился —
Глядь: опять перед ним  землянка;
На пороге сидит его  старуха,
А пред нею  разбитое корыто.

Так существует ли  русская нация? Гибель Российской империи, по  крайней мере, подтверждает опыт по  ее выращиванию, который едва ли  оказался удачным. «Старуха у  разбитого корыта», какой мы  застаем Россию в  1917 году, вскоре лишится даже собственного имени. Вместо России будет СССР, страна без  нации, но  с правом наций на  самоопределение, которое в  конечном итоге, через 70  лет, юридически прикончит то, что  когда-то было великой империей. Новой, постсоветской России очень хочется осознать себя нацией, обзавестись как  можно быстрее ясной идеологией, на  роль которой снова приглашены уваровские «охранительные начала». Но  упрямо встает вопрос: дагестанцы, чеченцы, буряты, якуты, калмыки, татары и  еще под  двести народностей — это  русская нация или  все-таки «чурки»? Отсутствие общественного согласия по  ключевым моментам истории, постимперские фантомные боли, нарастающая межэтническая напряженность на  фоне утраты единого информационного пространства едва ли  обещают «охранительному» эксперименту успех. Да  и разве не  достаточно нам  общего языка, общей культуры и  общей земли, чтобы выстроить комфортное гражданское, не  национальное и  не конфессиональное, общежитие?

Латинское слово natio буквально обозначает «того, кто  родился». Римляне считали социальную организацию, основанную на  биологическом кровном родстве, общностью низшего порядка, характеристикой варварства. Мы  не найдем в  латинских источниках термина «римская нация». Римляне называли себя civitas Romana, что  означает «римское гражданство» или, точнее, «римское гражданское общество». По  словам Цицерона, оно  представляет собой concilium coetusque hominum jure sociati, то  есть «сообщество людей, связанных правом» Не  кровь делала римлянина римлянином, но  гражданство, то  есть добровольно принятые на  себя ограничения во  имя общего блага, гарантирующие в  свою очередь статус и  права.

Для римского самосознания ключевой была оппозиция «натура» — «культура». Под  первым понималась природа, биология, которая соответствовала варварству, всецело подчиненному естеству, могущественным силам природы, довлеющим над  ним. «Культура» же  — результат рационально осмысленных усилий человека по  преодолению природного хаоса, в  том числе внутреннего, посредством самодисциплины и  самоорганизации. Разница между «гражданством» и  «нацией» — это  разница между культурой и  натурой, цивилизацией и  варварством.

Россия, создавшая империю, много превосходившую по  размерам Римскую, находясь на  вершине своего могущества, вдруг нырнула обратно в  варварство племенной ограниченности и  ксенофобии. Хотя весь исторический путь нашей страны давал совершенно другие вводные. Россия веками создавалась как  политический союз, в  котором ни  кровь, ни  вероисповедание не  имели решающего значения, во  всяком случае много уступали деятельному участию в  совокупном движении сотен народов к  общей цели. Соединенные Штаты Америки, которые немногим моложе Российской империи Петра, сумели найти новый позитивный идеал и  увлечь им  многочисленные народы и  вероисповедания своей и  других стран — свобода личности, равенство возможностей при  равенстве перед законом. Фетишами Российской империи на  вершине ее  европейского могущества становятся замшелые миражи ветхого прошлого. Сначала как  будто понарошку, чтобы остановить распространение с  Запада «разрушительных понятий», но  затем всерьез, до  исступления, до  «сердечных сцен торжества русского национального духа». До  такой степени, что  какая-то Сербия — почему Сербия? зачем Сербия? — оказалась важнее миллиона русских солдат, короны и  будущего.

Николай Усков

 
По теме
04 - Улан-Удэнская и Бурятская епархия В день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа глава Бурятской митрополии митрополит Савватий возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Посольском мужском монастыре.
20.08.2018
sdfhsdvth - Улан-Удэнская и Бурятская епархия 14 августа в первый день Успенского поста 2018 года в Кяхте реставрационная организация «Лотос» из Улан-Удэ приступила к долгожданной реставрации редчайшего памятника истории и архитектуры федерального значения — Троицко
19.08.2018
 
001 - Улан-Удэнская и Бурятская епархия С 9 по 12 августа 2018 г. под эгидой Отдела Улан-Удэнской епархии по утверждению и сохранению трезвости и Православного общества «Трезвение» состоялся XIV региональный слет «Трезвение — путь к спасению».
19.08.2018
OsKhjUFxPNE - Улан-Удэнская и Бурятская епархия 26 августа 2018 года по окончании Божественной литургии в Свято-Одигитриевском соборе под звон колоколов, с хоругвями и иконой покровителя учения преподобного Сергия Радонежского, преподаватели,
19.08.2018
0002 - Улан-Удэнская и Бурятская епархия В рамках Международной православной выставки-ярмарки «От покаяния к воскресению России» в Улан-Удэ впервые будет представлена экспозиция «Исторической перелом эпох 1918 год»: путь на голгофу и прославление Царственных страстотерпцев,
19.08.2018
 
Забайкальские легкоатлеты заняли первые места в международном марафоне «Чистый Байкал», сообщили 17 августа в пресс-службе регионального министерства физической культуры и спорта.
18.08.2018
За 67 дней Александр и Сергей Песцовы преодолели 2500 тысячи километров — свой путь они начали 10 июня в Омске Накануне в группе «Пешком на Байкал за 80 дней» в соцсети «ВКонтакте» появился снимок братьев Песцовых на
17.08.2018
Экспозицию Мэдэгмы Дандарон можно увидеть в Художественном музее Ц. Сампилова В Художественном музее имени Ц. Сампилова, 16 августа, открылась выставка профессора кафедры философии ВСГИК Мэдэгмы Дандарон «Путь Алая – Виджняны».
17.08.2018
 
Одним из важнейших направлений деятельности космонавтов на борту МКС является проведение визуально-инструментальных наблюдений Земли в рамках выполнения программы научных исследований Для подготовки космонавтов к каче
17.08.2018
Галерея искусств народов Азии и администрация Советского района Улан-Удэ приглашает горожан на вечер джаза на Арбате, посвящённый 80-летию района.
17.08.2018
 
В Госдуму поступило предложение ввести в России регистрацию личного электротранспорта (сегвеи, гироскутеры, моноколёса), а также дополнить правила дорожного движения пунктами, которые будут регулировать поведение их владельцев,
16.08.2018
 
002 - Улан-Удэнская и Бурятская епархия Улан-Удэнскую епархию посетят святыни Успенского Вышенского женского монастыря Скопинской епархии - чудотворная икона Божией Матери «Казанская (Вышенская)» и ковчег с частицей мощей святителя Феофана Затворника.
15.08.2018
Отзывы проверяются модератором, пишите культурно Другие новости 13 Августа 2018 г. В лесах Бурятии установят фотоловушки для «черных лесорубов» 50 фотоловушек установят в лесах Бурятии для поимки «черных лесорубов».
13.08.2018
 
Жителям Бурятии предлагают поучаствовать в конкурсе «Доброволец года» - ВостокТелеИнформ Отзывы проверяются модератором, пишите культурно Другие новости 13 Августа 2018 г. В лесах Бурятии установят фотоловушки для «черных лесорубов» 50 фотоловушек установят в лесах Бурятии для поимки «черных лесорубов».
13.08.2018
 
17 - Улан-Удэнская и Бурятская епархия 10 августа 2018 г., в день церковного чествования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница), в престольный праздник главного храма Улан-Удэнской епархии, правящий архиерей, митрополит Савватий,
11.08.2018
 
 
"Дети, бизнес, счастье, радость" - GazetaRB.Ru Шаман Артур Цыбиков рассказал, что представляют и сколько стоят обряды и зачем шаманизму статус официальной религии.
08.08.2018
 
02 - Улан-Удэнская и Бурятская епархия 5 августа 2018 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, глава Бурятской митрополии митрополит Савватий совершил Божественную литургию в Свято-Одигитриевском соборе г. Улан-Удэ.
06.08.2018
Alexey Tsydenov: against the backdrop of tourist flow on Lake Baikal, the negative impact of Dashi Namdakov's sculpture on the environment is minimal/ Алексей Цыденов:
04.08.2018
Горячая линия: Полигон твердых бытовых отходов вновь окутан клубами едкого дыма - ТК Тивиком Угроза взрыва на мини-рынке по улице Октябрьская и другие тревожные события этого понедельника в нашей постоянной рубрике "Горячая линия "Тивиком" Оксана Тонтоева, корреспондент Клубы дыма,
20.08.2018 ТК Тивиком
JPG Файл - МВД Республики Бурятия Поздним вечером 18 августа сотрудники Управления наркоконтроля МВД Бурятии в ходе проведения оперативно-профилактической операции «Мак» на остановке общественного транспорта в п. Южный задержали 50-летнего гражданина.
20.08.2018 МВД Республики Бурятия
Отзывы проверяются модератором, пишите культурно Другие новости 19 Августа 2018 г. "Сработал аварийный радиомаяк": Спасатели ищут вылетевший из Улан-Удэ вертолет Спасатели в Бурятии ищут пропавший вертолет "Agusta".
20.08.2018 ВостокТелеИнформ
Молодой человек приехал на работу в заповедник В Кроноцком заповеднике на Камчатке прокомментировали гибель своего сотрудника, 23-летнего Вадима Клабукова, который был обнаружен мертвым на Курильском озере.
20.08.2018 Газета Номер один
Опасные предметы исследовали саперы 19 августа в полицию поступило сообщение о том, что в Советском районе г. Улан-Удэ обнаружены предметы, похожие на снаряды.
20.08.2018 Газета Номер один
Один из несовершеннолетних задержан Ночью 15 августа в полицию Улан-Удэ обратилась продавец круглосуточного магазина на улице Калинина и сообщила о грабеже.
20.08.2018 Газета Номер один
04 - Улан-Удэнская и Бурятская епархия В день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа глава Бурятской митрополии митрополит Савватий возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Посольском мужском монастыре.
20.08.2018 Улан-Удэнская и Бурятская епархия
001 - Улан-Удэнская и Бурятская епархия С 9 по 12 августа 2018 г. под эгидой Отдела Улан-Удэнской епархии по утверждению и сохранению трезвости и Православного общества «Трезвение» состоялся XIV региональный слет «Трезвение — путь к спасению».
19.08.2018 Улан-Удэнская и Бурятская епархия
Шаман Артур Цыбиков рассказал, что представляют и сколько стоят обряды и зачем шаманизму статус официальной религии.
08.08.2018 GazetaRB.Ru
Бурятский фильм оценят иностранные режиссеры - ТК Тивиком Лента "На берегу мечты" смогла пробиться в конкурсную программу престижного международного кинофестиваля "Восток и Запад" Полнометражный фильм повествует о молодом человеке, который вернулся искалеченным после боевых действий,
20.08.2018 ТК Тивиком
Сегодня на улицы города с музыкальными инструментами выходят все кому не лень В столице России выступления уличных артистов строго регламентированы уже два года, в то время, как в Улан-Удэ каждый делает что хочет.
19.08.2018 Газета Номер один
Каждый год Лию Балданову принимают на работу в родной театр, а потом увольняют Этой балериной восхищаются.
18.08.2018 Газета Номер один
Создать музей – это значит поставить памятник многим поколениям. К этому должны стремиться все, кто действительно заинтересован в воспитании молодого поколения.
10.08.2018 Газета TV Дубль
На прошлой неделе местную общественность порадовала грандиозная новость, разлетевшаяся в одночасье: наш земляк Даша Шарастепанов стал бронзовым призером Чемпионата России по вольной борьбе в весовой категории 65 кг.
17.08.2018 Газета Аха
Временно изменится движение маршрутов, идущих в 110-й В связи с проведением дорожных работ в 110 мкрн с 18 по 19 августа путь следования автобусов маршрутов № 40,70,71,92 будет осуществляться в объезд закрытого для движ
18.08.2018 Газета Номер один
Отзывы проверяются модератором, пишите культурно Другие новости 19 Августа 2018 г. "Сработал аварийный радиомаяк": Спасатели ищут вылетевший из Улан-Удэ вертолет Спасатели в Бурятии ищут пропавший вертолет "Agusta".
20.08.2018 ВостокТелеИнформ