Парламент Бурятии отказался от роли «прекрасной маркизы», оценивая итоги программы СЭР 2011-2015 годов

Парламент Бурятии отказался от роли «прекрасной маркизы», оценивая итоги программы СЭР 2011-2015 годов
Фото: baikalfinans.com
Парламентские слушания об утверждении отчета об исполнении Программы социально-экономического развития Бурятии на 2011-215 годы, состоявшиеся в Народном Хурале республики, оказались событием резонансным. Они вышли за рамки протокольного мероприятия, обнажив целый ряд проблем. Эти проблемы нельзя назвать сенсацией, так как порознь каждая из них известна и неоднократно обсуждалась в публичном пространстве. Однако, сведенные в одном месте и в одно время они оказались весьма гремучей смесью Что такое осень? Это - споры

Открывая слушания, заместитель председателя Народного Хурала Вячеслав Ирильдеев, отметил, что отчет о программе СЭР обычно заслушивается летом, однако в этом году было решено взять паузу и перенести слушания на осень. «Мы завершаем пятилетний цикл и со следующего года переходим на новую систему прогнозирования, - пояснил Вячеслав Ирильдеев. - Предлагаем оценить степень достижения целей и задач, основные проблемы, возникшие при исполнении документа, работу органов власти и выработать предложения».

В ходе парламентских слушаний с докладом выступили руководители четырех блоков республиканского правительства, а также представители профильных комитетов Народного Хурала, сообщает пресс-служба парламента.

Отчеты исполнительной власти изобиловали оптимизмом и цифрами, доказывающими поступательное движение Бурятии по всем направлениям социально-экономического «фронта». Правда, при этом никто не акцентировал внимания на простой и очевидной вещи – большая часть отчетного периода, как минимум до 2014 года, пришлась на тучные годы для российской экономики в целом. Холодком кризиса повеяло в 2014-м, а в 2015-м стало ясно, что он пришел всерьез и на весьма долгое время.

Оценивать не цифры, а качество

Впрочем, об этом вспомнили депутаты Народного Хурала, чья оценка правительственных отчетов оказалась неоднозначной. Так, заместитель председателя комитета по экономической политике Екатерина Цыренова отметила, что в течение пяти лет важные индикаторы программы СЭР неоднократно корректировались, кроме того, многие из них были выражены в стоимостном выражении, связанном с ростом уровня инфляции. По мнению депутата, оценивать в таком случае исполнение программы можно лишь условно.

«Мы теряем возможность объективной оценки эффективной работы органов власти. Куда продуктивнее было бы не менять каждый год индикативные значения, подгоняя план под факты, а отчитываться по изначально утвержденным значениям, аргументируя, почему так произошло. Тогда бы мы знали реальные проблемы, которые существуют в республике», - подчеркнула она.

Екатерина Цыренова предложила оценивать не цифры, а качественные параметры: как республика продвигалась за прошедшие пять лет, достигнуты ли цели, правильно ли были расставлены приоритеты среднесрочного развития и др.

По вопросам формированию налоговых и неналоговых поступлений в бюджет выступил председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов.

Собственные налоговые и неналоговые доходы Бурятии в нынешнем году уменьшились на 1,7 млрд руб по сравнению с плановым показателями. Об этом напомнил председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Народного Хурала республики Зоригто Цыбикмитов.

Он отметил, что социально-экономическое развитие Бурятии в 2011 -2015 годы проходило в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса. «Ситуация в нашем регионе, как и в большинстве субъектов РФ, характеризовалась снижением объемов производства, ростом числа убыточных организаций, увеличением безработицы и, как следствие, снижением доходной части бюджета», - констатировал депутат.

Росли, но вместе с долларом

В связи с уходом единственного в регионе производителя алкогольной продукции компании «Байкалфарм» в 2013 году доходы бюджета по акцизам на алкогольную продукцию сократились с запланированных 739,4 млн руб до 256,7 млн руб, в 2014 году из запланированных 449,8 млн руб в бюджет поступило лишь 66,2 млн руб. При формировании проекта республиканского бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годы доходы по акцизам на крепкую алкогольную продукцию даже не планировались. Между тем, в 2011-м и 2012-м годах акцизов на крепкую алкогольную продукцию в республиканский бюджет поступило в сумме 932,9 млн руб (без малого один миллиард рублей). Парламентский Комитет по бюджету налогам и финансам при обсуждении проектов республиканского бюджета регулярно ставит вопрос перед правительством Бурятии о возобновлении производства алкогольной продукции в республике.

Обанкротилась макаронная фабрика «Макбур». Кондитерская фабрика «Амта», несмотря на инвестиции в основной капитал и модернизацию производства, получения господдержки в размере 1,4 млн руб продана в другой регион, сменив собственников. Некогда крупнейшее предприятие «Улан-Удэстальмост» в настоящее время переживает кризис, его закредитованность превышает 1 млрд руб, заказов катастрофически не хватает. Совсем недавно отозвали лицензию у единственного республиканского регионального БайкалБанка, более двухсот сотрудников будут сокращены.

В 2015 году малый и средний бизнес стал менять прописку на регионы с более благоприятным инвестиционным климатом, с собой предприниматели увезли и уплачиваемые в казну республики налоги.

«Считаю, что эти негативные тенденции ведут к тому, что потенциальные инвесторы, видя такой исход малого бизнеса, не будут гореть желанием прийти в республику. Не придает уверенности предпринимателям недоступность или сложная доступность к кредитным ресурсам и достаточно высокая проверочная нагрузка», - констатировал депутат, пояснив, что все эти процессы соответственно сказались на формировании доходной базы республиканского бюджета, которую постоянно приходится корректировать в сторону уменьшения.

«Поступления налога на прибыль организаций в бюджет уменьшились с 5,7 млрд руб в 2011 году до 3,1 млрд руб в 2014-м, за четыре года потеряли налога на прибыль целых 2,6 млрд. В 2015 году поступило налога на прибыль 7,4 млрд руб, - привел он цифры. - Казалось бы, можно обрадоваться. Но рост произошел не из-за финансового оздоровления убыточных предприятий, не после открытия новых прибыльных форм малого и среднего бизнеса, а из-за роста курса доллара, что помогло увеличить прибыль авиационному заводу. В 2016 году такого уже не будет. Конечно, торговым предприятиям республики помогла отмена визового режима с братской Монголией, но это вряд ли можно отнести к заслугам нашего правительства. Однако, в отчете об исполнении Программы СЭР правительство отмечает положительную динамику основных макроэкономических показателей в сравнении с Сибирским федеральным округом, рапортует об устойчивой динамике роста промышленности. По сводному индексу промышленного производства за пять лет республика превышает среднероссийский (107,1 %) и окружной уровни (122,9 %), и занимает первое место в СФО».

Промышленность растет, доходы сокращаются?

В этом случае, отметил Зоригто Цыбикмитов, возникает вопрос, почему сокращаются собственные доходы бюджета, почему малый бизнес уходит в другие регионы? «Считаю этой прямой недоработкой правительства республики в лице министерства промышленности», - подчеркнул он.

Также у парламентариев вызывает вопрос управления собственным имуществом республики. Доходы от использования имущества в бюджете 2016 года запланированы всего в сумме 38,3 млн руб, в том числе дивидендов от доли в уставных капиталах лишь 3,5 млн. рублей.

«А сколько имущества мы не используем, не можем продать, а на его содержание мы тратим немалые средства! – акцентировал внимание на другой проблеме депутат. - Отдельно хочу остановиться на заключенных правительством республики инвестиционных соглашениях с крупными производственными добывающими компаниями, по которым республика предоставляет налоговые преференции».

В качестве примера он привел заключенное в первом полугодии 2016 года инвестиционное соглашение с АО «Хиагда» сроком до 31 декабря 2024 года с целью реализации инвестиционного проекта «Строительство производственного комплекса и развитие месторождений Хиагдинского рудного поля». В рамках соглашения организации будет оказана государственная поддержка в форме налоговых льгот по налогу на имущество. Расчетная величина налоговой льготы за весь период реализации проекта превысит 1 млрд руб.

Все суммы налоговых льгот регионального уровня на 2016 год оцениваются на уровне 354,4 млн руб, на 2017 год прогнозируются в сумме 497,9 млн руб, на 2018 год – 531 млн руб, и 2019 год – 468,3 млн руб с учетом прогнозируемых показателей по реализации действующих и планируемых к реализации инвестиционных проектов.

«Мы должны четко для себя оценить эффективность предоставленных налоговых льгот и определить есть ли необходимость их дальнейшего применения. Комитетом по бюджету налогам и финансам, внесено предложение на Совет Народного Хурала в феврале 2017 года рассмотреть этот вопрос», - резюмировал Зоригто Цыбикмитов.

Индикатор есть. Мест нет...

Председатель комитета по социальной политике Александр Стопичев обратил внимание на то, что отдельные индикаторы программы СЭР не отражают реального положения дел в отраслях.

«Почему сегодня в городе в школах мест не хватает, хотя по республике в целом все индикаторы выполнены? – задал он вопрос. – Видимо, когда принимали программу, не учли ситуацию переселения сельчан в город, не построили достаточно ни школ, ни детских садов. Другая проблема: по жилью детям-сиротам также уменьшили индикатор, выполнили его, но проблема-то не решена!».

По словам депутата, отдельные показатели в отчете не соответствуют друг другу. Так, по данным правительства, доля населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума увеличилась на 20 тысчеловек, одновременно сократилось число получателей субсидий. «Как это возможно? – задал вопрос депутат - Люди просто не могут оформить субсидию и получить деньги?».

Итоги подвел председатель профильного комитета Анатолий Кушнарев. Он отметил, что слушания прошли в деловом ключе с конструктивной критикой. «Все-таки мы обсуждаем программу, которая выполнялась не один год. Индикаторы индикаторами, но главный показатель - как стали жить люди: лучше или хуже? Мнение нашего комитета таково: индикаторы должны быть закреплены один раз, менять их возможно только при форс-мажорных обстоятельствах, - резюмировал он. - Еще раз необходимо пересмотреть количество индикаторов, возможно уменьшить. Необходимы также данные по развитию туризма – одного из важных направлений развития экономики и увеличения доходной части бюджета».

Проект рекомендаций парламентских слушаний будет доработан с учетом замечаний и предложений.

Каждый имеет право на точку зрения

Чуть позже депутаты Народного Хурала выразили свое мнение о том, как прошли парламентские слушания по отчету об исполнении Программы социально-экономического развития Бурятии на 2011 -2105 годы.

Заместитель председателя республиканского парламента Вячеслав Ирильдеев отметил, что парламентские слушания прошли конструктивно. «Было много хороших выступлений, идей и предложений, в том числе и о привлечении Счетной палаты, - отметил он. - Но у любой темы есть как плюсы, так и минусы. Все идеи отражают широту взглядов участников слушаний. Разговор состоялся непростой, однако отдельные участники не справились с эмоциями, высказывались в повышенном эмоциональном тоне. Считаю, что такое поведение участника заседания несовместимо с понятием парламентской этики. Если есть разногласия, их надо обсуждать. В конце концов, мы все заинтересованы в одном – республика должна развиваться».

Председатель Комитета по экономической политике Анатолий Кушнарев, подчеркнул, что впервые слушания проходили в таком расширенном формате. «Была большая аудитория: приехали председатели районных советов, главы органов СМУ, студенты – будущие экономисты. Заседание длилось почти пять часов только с одним перерывом, что говорит о большой заинтересованности всех участников. Мнений много, диалог был самый живой. Мы дали возможность высказаться оппонентам, критика в основном была объективной и конструктивной, но не всегда. В частности, это касается выступления директора Института экономики и управления БГУ. Во-первых, огульно заявлять о том, что у депутатов «память ослабла» – неэтично. Хочу напомнить, что за годы действия программы состав парламента изменился. Но и тогда были разные мнения, всегда были дискуссии, и решения по изменению индикаторов проходили с трудом. Во-вторых, вести спор в оскорбительном тоне – недопустимо. По моему мнению, программа выполнена на 80 проц. По социальной сфере плюсов очень много. Мы обсудим итоги слушаний на комитете 27 октября, и далее будем готовиться к сессии, на которой предстоит заслушать отчет министра экономики. В целом позиция нашего комитета однозначная: индикаторы программы можно менять лишь в исключительных случаях, только при форс-мажорных обстоятельствах: засухе, пожарах и т. д.», - заметил он.

Председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов, обратил внимание на то, что в своем выступлении он выразил общее видение депутатов комитета о ситуации в бюджете республики. «В обсуждении такой важной темы не может быть единого подхода: каждый имеет право на собственную точку зрения. Другое дело, каким тоном и какими словами это мнение высказывается. Допускать вместо конструктивной критики огульные обвинения, сомневаться в адекватности депутатов – избранных всенародно – значит бросать камень в тех людей, которые доверили депутатам представлять их интересы в законодательном собрании. Дискуссия может быть жаркой, но она должна быть и максимально корректной», - резюмировал депутат.

Ещё новости о событии:

Парламентские слушания об утверждении отчета об исполнении Программы социально-экономического развития Бурятии на 2011-215 годы, состоявшиеся в Народном Хурале республики, оказались событием резонансным.
17:06 23.10.2016 InfoBaikal.Ru - Улан-Удэ
Парламент Бурятии отказался от роли «прекрасной маркизы», оценивая итоги программы СЭР 2011-2015 годов - Байкал Финанс
Парламентские слушания об утверждении отчета об исполнении Программы социально-экономического развития Бурятии на 2011-215 годы, состоявшиеся в Народном Хурале республики, оказались событием резонансным.
15:33 23.10.2016 Байкал Финанс - Улан-Удэ
 
По теме
Глава Бурятии Алексей Цыденов и губернатор Иркутской области Игорь Кобзев презентовали президенту России Владимиру Путину детали туристического проекта по строительству морского курорта на Байкале.
Об этом сообщил сегодня мэр города Игорь Шутенков. Отметил, что город долго прорабатывал вопрос передачи в муниципальную собственность ОАО «Городские маршруты» и искал разные пути решения вопроса, определяли стоимость.
Жителям Бурятии ради денег приходится халтурить в выходные - ИА Байкал-Daily Фото:Baikal-daily.ru Они подрабатывают таксистами и курьерами Представители российской платформы HeadHunter изучили вакансии, опубликованные в Бурятии, и составили подборку предложений о подработке в выходные дни.
ИА Байкал-Daily
Из улан-удэнской многоэтажки сегодня спасли людей - ГТРК Бурятия 14 человек, в том числе четверо детей, едва не пострадали Фото: скриншот Днем на центральный пункт пожарной связи поступило сообщение о задымлении в многоквартирном доме по улице Толстого в Советском районе.
ГТРК Бурятия
Выставка ко Дню космонавтики - Национальная библиотека Ко Дню космонавтики в читальном зале Национальной библиотеки проходит книжная выставка «Открыты нам небесные просторы».
Национальная библиотека