Фото: baikalfinans.com
Открывая слушания, заместитель председателя Народного Хурала Вячеслав Ирильдеев, отметил, что отчет о программе СЭР обычно заслушивается летом, однако в этом году было решено взять паузу и перенести слушания на осень. «Мы завершаем пятилетний цикл и со следующего года переходим на новую систему прогнозирования, - пояснил Вячеслав Ирильдеев. - Предлагаем оценить степень достижения целей и задач, основные проблемы, возникшие при исполнении документа, работу органов власти и выработать предложения».
В ходе парламентских слушаний с докладом выступили руководители четырех блоков республиканского правительства, а также представители профильных комитетов Народного Хурала, сообщает пресс-служба парламента.
Отчеты исполнительной власти изобиловали оптимизмом и цифрами, доказывающими поступательное движение Бурятии по всем направлениям социально-экономического «фронта». Правда, при этом никто не акцентировал внимания на простой и очевидной вещи – большая часть отчетного периода, как минимум до 2014 года, пришлась на тучные годы для российской экономики в целом. Холодком кризиса повеяло в 2014-м, а в 2015-м стало ясно, что он пришел всерьез и на весьма долгое время.
Оценивать не цифры, а качество
Впрочем, об этом вспомнили депутаты Народного Хурала, чья оценка правительственных отчетов оказалась неоднозначной. Так, заместитель председателя комитета по экономической политике Екатерина Цыренова отметила, что в течение пяти лет важные индикаторы программы СЭР неоднократно корректировались, кроме того, многие из них были выражены в стоимостном выражении, связанном с ростом уровня инфляции. По мнению депутата, оценивать в таком случае исполнение программы можно лишь условно.
«Мы теряем возможность объективной оценки эффективной работы органов власти. Куда продуктивнее было бы не менять каждый год индикативные значения, подгоняя план под факты, а отчитываться по изначально утвержденным значениям, аргументируя, почему так произошло. Тогда бы мы знали реальные проблемы, которые существуют в республике», - подчеркнула она.
Екатерина Цыренова предложила оценивать не цифры, а качественные параметры: как республика продвигалась за прошедшие пять лет, достигнуты ли цели, правильно ли были расставлены приоритеты среднесрочного развития и др.
По вопросам формированию налоговых и неналоговых поступлений в бюджет выступил председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов.
Собственные налоговые и неналоговые доходы Бурятии в нынешнем году уменьшились на 1,7 млрд руб по сравнению с плановым показателями. Об этом напомнил председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Народного Хурала республики Зоригто Цыбикмитов.
Он отметил, что социально-экономическое развитие Бурятии в 2011 -2015 годы проходило в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса. «Ситуация в нашем регионе, как и в большинстве субъектов РФ, характеризовалась снижением объемов производства, ростом числа убыточных организаций, увеличением безработицы и, как следствие, снижением доходной части бюджета», - констатировал депутат.
Росли, но вместе с долларом
В связи с уходом единственного в регионе производителя алкогольной продукции компании «Байкалфарм» в 2013 году доходы бюджета по акцизам на алкогольную продукцию сократились с запланированных 739,4 млн руб до 256,7 млн руб, в 2014 году из запланированных 449,8 млн руб в бюджет поступило лишь 66,2 млн руб. При формировании проекта республиканского бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годы доходы по акцизам на крепкую алкогольную продукцию даже не планировались. Между тем, в 2011-м и 2012-м годах акцизов на крепкую алкогольную продукцию в республиканский бюджет поступило в сумме 932,9 млн руб (без малого один миллиард рублей). Парламентский Комитет по бюджету налогам и финансам при обсуждении проектов республиканского бюджета регулярно ставит вопрос перед правительством Бурятии о возобновлении производства алкогольной продукции в республике.
Обанкротилась макаронная фабрика «Макбур». Кондитерская фабрика «Амта», несмотря на инвестиции в основной капитал и модернизацию производства, получения господдержки в размере 1,4 млн руб продана в другой регион, сменив собственников. Некогда крупнейшее предприятие «Улан-Удэстальмост» в настоящее время переживает кризис, его закредитованность превышает 1 млрд руб, заказов катастрофически не хватает. Совсем недавно отозвали лицензию у единственного республиканского регионального БайкалБанка, более двухсот сотрудников будут сокращены.
В 2015 году малый и средний бизнес стал менять прописку на регионы с более благоприятным инвестиционным климатом, с собой предприниматели увезли и уплачиваемые в казну республики налоги.
«Считаю, что эти негативные тенденции ведут к тому, что потенциальные инвесторы, видя такой исход малого бизнеса, не будут гореть желанием прийти в республику. Не придает уверенности предпринимателям недоступность или сложная доступность к кредитным ресурсам и достаточно высокая проверочная нагрузка», - констатировал депутат, пояснив, что все эти процессы соответственно сказались на формировании доходной базы республиканского бюджета, которую постоянно приходится корректировать в сторону уменьшения.
«Поступления налога на прибыль организаций в бюджет уменьшились с 5,7 млрд руб в 2011 году до 3,1 млрд руб в 2014-м, за четыре года потеряли налога на прибыль целых 2,6 млрд. В 2015 году поступило налога на прибыль 7,4 млрд руб, - привел он цифры. - Казалось бы, можно обрадоваться. Но рост произошел не из-за финансового оздоровления убыточных предприятий, не после открытия новых прибыльных форм малого и среднего бизнеса, а из-за роста курса доллара, что помогло увеличить прибыль авиационному заводу. В 2016 году такого уже не будет. Конечно, торговым предприятиям республики помогла отмена визового режима с братской Монголией, но это вряд ли можно отнести к заслугам нашего правительства. Однако, в отчете об исполнении Программы СЭР правительство отмечает положительную динамику основных макроэкономических показателей в сравнении с Сибирским федеральным округом, рапортует об устойчивой динамике роста промышленности. По сводному индексу промышленного производства за пять лет республика превышает среднероссийский (107,1 %) и окружной уровни (122,9 %), и занимает первое место в СФО».
Промышленность растет, доходы сокращаются?
В этом случае, отметил Зоригто Цыбикмитов, возникает вопрос, почему сокращаются собственные доходы бюджета, почему малый бизнес уходит в другие регионы? «Считаю этой прямой недоработкой правительства республики в лице министерства промышленности», - подчеркнул он.
Также у парламентариев вызывает вопрос управления собственным имуществом республики. Доходы от использования имущества в бюджете 2016 года запланированы всего в сумме 38,3 млн руб, в том числе дивидендов от доли в уставных капиталах лишь 3,5 млн. рублей.
«А сколько имущества мы не используем, не можем продать, а на его содержание мы тратим немалые средства! – акцентировал внимание на другой проблеме депутат. - Отдельно хочу остановиться на заключенных правительством республики инвестиционных соглашениях с крупными производственными добывающими компаниями, по которым республика предоставляет налоговые преференции».
В качестве примера он привел заключенное в первом полугодии 2016 года инвестиционное соглашение с АО «Хиагда» сроком до 31 декабря 2024 года с целью реализации инвестиционного проекта «Строительство производственного комплекса и развитие месторождений Хиагдинского рудного поля». В рамках соглашения организации будет оказана государственная поддержка в форме налоговых льгот по налогу на имущество. Расчетная величина налоговой льготы за весь период реализации проекта превысит 1 млрд руб.
Все суммы налоговых льгот регионального уровня на 2016 год оцениваются на уровне 354,4 млн руб, на 2017 год прогнозируются в сумме 497,9 млн руб, на 2018 год – 531 млн руб, и 2019 год – 468,3 млн руб с учетом прогнозируемых показателей по реализации действующих и планируемых к реализации инвестиционных проектов.
«Мы должны четко для себя оценить эффективность предоставленных налоговых льгот и определить есть ли необходимость их дальнейшего применения. Комитетом по бюджету налогам и финансам, внесено предложение на Совет Народного Хурала в феврале 2017 года рассмотреть этот вопрос», - резюмировал Зоригто Цыбикмитов.
Индикатор есть. Мест нет...
Председатель комитета по социальной политике Александр Стопичев обратил внимание на то, что отдельные индикаторы программы СЭР не отражают реального положения дел в отраслях.
«Почему сегодня в городе в школах мест не хватает, хотя по республике в целом все индикаторы выполнены? – задал он вопрос. – Видимо, когда принимали программу, не учли ситуацию переселения сельчан в город, не построили достаточно ни школ, ни детских садов. Другая проблема: по жилью детям-сиротам также уменьшили индикатор, выполнили его, но проблема-то не решена!».
По словам депутата, отдельные показатели в отчете не соответствуют друг другу. Так, по данным правительства, доля населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума увеличилась на 20 тысчеловек, одновременно сократилось число получателей субсидий. «Как это возможно? – задал вопрос депутат - Люди просто не могут оформить субсидию и получить деньги?».
Итоги подвел председатель профильного комитета Анатолий Кушнарев. Он отметил, что слушания прошли в деловом ключе с конструктивной критикой. «Все-таки мы обсуждаем программу, которая выполнялась не один год. Индикаторы индикаторами, но главный показатель - как стали жить люди: лучше или хуже? Мнение нашего комитета таково: индикаторы должны быть закреплены один раз, менять их возможно только при форс-мажорных обстоятельствах, - резюмировал он. - Еще раз необходимо пересмотреть количество индикаторов, возможно уменьшить. Необходимы также данные по развитию туризма – одного из важных направлений развития экономики и увеличения доходной части бюджета».
Проект рекомендаций парламентских слушаний будет доработан с учетом замечаний и предложений.
Каждый имеет право на точку зрения
Чуть позже депутаты Народного Хурала выразили свое мнение о том, как прошли парламентские слушания по отчету об исполнении Программы социально-экономического развития Бурятии на 2011 -2105 годы.
Заместитель председателя республиканского парламента Вячеслав Ирильдеев отметил, что парламентские слушания прошли конструктивно. «Было много хороших выступлений, идей и предложений, в том числе и о привлечении Счетной палаты, - отметил он. - Но у любой темы есть как плюсы, так и минусы. Все идеи отражают широту взглядов участников слушаний. Разговор состоялся непростой, однако отдельные участники не справились с эмоциями, высказывались в повышенном эмоциональном тоне. Считаю, что такое поведение участника заседания несовместимо с понятием парламентской этики. Если есть разногласия, их надо обсуждать. В конце концов, мы все заинтересованы в одном – республика должна развиваться».
Председатель Комитета по экономической политике Анатолий Кушнарев, подчеркнул, что впервые слушания проходили в таком расширенном формате. «Была большая аудитория: приехали председатели районных советов, главы органов СМУ, студенты – будущие экономисты. Заседание длилось почти пять часов только с одним перерывом, что говорит о большой заинтересованности всех участников. Мнений много, диалог был самый живой. Мы дали возможность высказаться оппонентам, критика в основном была объективной и конструктивной, но не всегда. В частности, это касается выступления директора Института экономики и управления БГУ. Во-первых, огульно заявлять о том, что у депутатов «память ослабла» – неэтично. Хочу напомнить, что за годы действия программы состав парламента изменился. Но и тогда были разные мнения, всегда были дискуссии, и решения по изменению индикаторов проходили с трудом. Во-вторых, вести спор в оскорбительном тоне – недопустимо. По моему мнению, программа выполнена на 80 проц. По социальной сфере плюсов очень много. Мы обсудим итоги слушаний на комитете 27 октября, и далее будем готовиться к сессии, на которой предстоит заслушать отчет министра экономики. В целом позиция нашего комитета однозначная: индикаторы программы можно менять лишь в исключительных случаях, только при форс-мажорных обстоятельствах: засухе, пожарах и т. д.», - заметил он.
Председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов, обратил внимание на то, что в своем выступлении он выразил общее видение депутатов комитета о ситуации в бюджете республики. «В обсуждении такой важной темы не может быть единого подхода: каждый имеет право на собственную точку зрения. Другое дело, каким тоном и какими словами это мнение высказывается. Допускать вместо конструктивной критики огульные обвинения, сомневаться в адекватности депутатов – избранных всенародно – значит бросать камень в тех людей, которые доверили депутатам представлять их интересы в законодательном собрании. Дискуссия может быть жаркой, но она должна быть и максимально корректной», - резюмировал депутат.
Источник: Байкал Финанс
23.10.2016 15:33