Поликлиники республики включаются в приоритетный федеральный проект здравоохранения по созданию новой модели первичной медико-санитарной помощи. Одной из первых районных медицинских организаций, где уже порядка двух лет происходят заметные изменения по улучшению качества и доступности амбулаторной и других видов помощи, стала Гусиноозёрская ЦРБ.
На улучшение качества и доступности медицинской помощи в амбулаторных условиях в 2017-ом – начале 2018 года руководством больницы было направлено не менее 2 миллионов рублей, поступивших из федерального и регионального бюджетов в рамках двух программ – комплексного развития моногородов и «Бережливая поликлиника». Презентация реорганизованных на эти средства подразделений – женской консультации и общеврачебной амбулатории состоялась в Гусиноозёрске 24 января. На открытии главный врач больницы и команда специалистов рассказали и показали, за счёт чего улучшают качество и доступность медицинской помощи в районе и приближаются к новой модели поликлиники.
С чего начинается…
Как театр начинается с вешалки, поликлиника начинается с регистратуры. К слову, Гусиноозёрская ЦРБ – победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Поликлиника начинается с регистратуры» в 2017 году. Организация работы регистратур детской и взрослой поликлиник Гусиноозёрской ЦРБ была признана лучшей среди государственных медицинских организаций в Бурятии, и больница представляет республику на федеральном уровне.
Сегодня в формате открытых в учреждении работают уже четыре регистратуры, включая две новые, реорганизованные – в женской консультации и общеврачебной амбулатории. Как отметила главный врач Гусиноозёрской ЦРБ Виктория Нихланова, все рабочие места регистраторов автоматизированы, с доступом в Интернет.
Врачи больницы в ходе информатизации перешли на единое, продуманное программное обеспечение, что делает их помощь более эффективной ввиду доступности историй болезни, жалоб, результатов обследований и экономит время пациентов. В 2018 году, подчеркнула главврач, Гусиноозёрская ЦРБ планирует полный переход на безбумажный формат работы с медицинскими картами пациентов – то есть в ходу будут только электронные. В электронную карту с согласия пациента можно поместить его моментальное фото. Это делает помощь доступной в случае отсутствия документов при обращении.
Управление здоровьем
В районе развивается телемедицина, стали шире применяться консультации по видеосвязи. Так, была продемонстрирована телеконсультация пациента из села Селендума врачом эндокринологом. К примеру, на её основании врач, длительное время ведущий пациента, может выписать очередной электронный рецепт, который сразу поступит в аптеку и визит к специалисту не потребуется.
«В скором времени планируются к запуску электронные сервисы на портале госуслуг, где в личном кабинете пациенту станет доступно больше информации об оказанных медицинских услугах и их стоимости, результаты обследований», – рассказала Виктория Владимировна о перспективах дальнейшей информатизации здравоохранения.
Для напоминания о предстоящем визите к врачу Гусиноозёрская ЦРБ использует смс-информирование записавшихся пациентов. Большое внимание уделяется обратной связи с населением: она доступна на сайте медицинской организации, также предложения, пожелания, замечания можно опустить в ящик на стойке регистратуры или оставить запись в специальной книге.
Отметим, обновлённые женская консультация и общеврачебная амбулатория преобразились не только внешне. Амбулаторию зонировали для детей и взрослых, организованы новые кабинеты – психологической разгрузки и помощи, кабинет для ведения школ здоровья по основным, самым распространённым сегодня заболеваниям – сердечно-сосудистым, сахарному диабету и т. д., а также для занятий по профилактике наиболее распространённых факторов риска развития этих заболеваний – неправильного питания, курения, малоподвижного образа жизни и т. д. «Нам важно обучение пациента управлению собственным здоровьем», – пояснила главврач. Потоки здоровых и заболевших посетителей делятся в соответствии с целями визита.
Какой компонент является одним из самых важных для устойчивого развития здравоохранения? На этот вопрос Виктория Нихланова ответила так: «Инвестиции в человеческий капитал. Мы даже создаём индивидуальную программу развития сотрудника. HR-специалист работает с каждым нашим медицинским работником, прописывает его обучение на два года вперёд. В это мы будем вкладывать усилия и финансовые средства. Как бы мы ни говорили, что не хватает персонала, мы должны понимать и видеть, какие технологии будут работать в ближайшую среднесрочную перспективу, в течение пяти лет. И мы понимаем, что если технология сегодня одна, а завтра она в быстром темпе меняется, то человек, если у него нет соответствующей сноровки, обучения, не перестроится от старой технологии к новой. А уже перестроившись, можно тестировать разные подходы и практики и внедрять лучшие».
Ксения Лучкина, пресс-служба МЗ РБ
Фото: Сергей Малков