Новости города БезФормата.Ru
Улан-Удэ
Главные новости
 
Задать вопрос?

Блеск и нищета оперы «Бал-маскарад», или искусство напрокат

Premiera-opery-verdi-bal-maskarad-v-opernom-teatre-foto-minkultrb-dot-ru - Новая Бурятия
Фото: www.newbur.ru

Бурятская вердиана – спектакли «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Трубадур», «Отелло», «Дон Карлос», «Аттила», поставленные на нашей сцене – пополнилась ещё одним оперным шедевром. Это «Бал-маскарад» Верди – поистине опера-потрясение, опера-страсть, обрушивающаяся на слушателя как стихия. Это опера, сотканная из живых человеческих чувств, требующая от исполнителей подлинного мастерства и высокого эмоционального накала в их воплощении.

Жестокий мир

Ярко костюмированный бал-маскарад с его праздничной суматохой рисует картину суровых мужских нравов, объятых страстями, готовыми обнаружиться при любом случае. Галантные и уверенные в себе эти джентльмены движимы околовластными хитроумными коллизиями и сведением счётов, а также чувствами мести, зависти и проч. И это фон для трагедии любви и ревности, завершающейся кровавой развязкой.

В плотном кольце мужских персонажей действуют два женских образа. Стержень оперы выстраивается вокруг Амелии – верной подруги графа Анкарстрёма и секретаря шведского короля Густава III. В исполнении монгольской певицы С. Батчимэг она предстаёт грациозно трогательной, любящей женщиной, ставшей в силу неправедных наветов инструментом подковёрных интриг. Артистка притягательна гармоничностью своего сценического облика. Она завораживает слушателя манерой своего актёрского существования и красотой голоса, и особо его матовой бестелесной звучностью в прощальном дуэте «Видишь, в слезах молю», словно бы отрешённой от земных оков бытия.

От этого рождается щемящее чувство сострадания с невозможностью существовать в этом жёстком мире, полном изощрённого коварства. Однако в сцене обличения откровенное неприятие вызывает поведение придворных, которые, зло, усмехаясь над беззащитной женщиной, позволяют себе двусмысленно и бесцеремонно теребить подол её платья.

В поисках колдовской травы Амелия приходит ночью на безлюдный пустырь. Здесь же вместо звёздного неба сверху нависает задрапированная люстра с нелепой корягой. А чтобы их скрыть, зрителя то и дело окуривают дымом, создавая атмосферу сизо-мглистого тумана, царящего в душе героини. Такое небрежно прописанное оформление (художник С. Спевякин – Донецк) абсолютно не вяжется с театральной эстетикой, традиционно принятой в нашем театре со времён А.И. Тимина, М.Е. Шестаковой, Н.И. Манилова, М.О. Болонева с их правдоподобно роскошными декорациями.

В единственной сцене появляется цыганка Ульрика – Ольга Жигмитова (и Эржена Базарсадаева) с миссией поведать королю зловещее предсказание быть убитым от руки лучшего друга. Обладающая богатой актёрской интуицией и даром яркой театральности, О. Жигмитова проводит сцену заклинания «Царь преисподней, мне явись» с поистине экстатической исступлённостью, демонстрируя себя полной владычицей своего тёмного царства. Но что делают возле неё безобразные существа с удлинёнными клювами, которые ползают по полу и вызывают отвращение своим видом?

Разрядить напряжённость действия призван паж Оскар Билигмы Ринчиновой, что, по мысли создателей, должно привнести в спектакль некий флёр куртуазности и лёгкости. Естественной раскованностью сценического поведения певица свободно преодолевает сложности вокальной партии и где-то даже немного переигрывает, ибо её персонаж, хотя и слуга, но всё же не шут.

Беспечный король

Мэргэн Санданов трактует образ Густава согласно задумке композитора: «Власть хороша лишь та, что в горе слёзы подвластных осушает». Упоение жизнью и молодостью слышится в сольных фрагментах его партии (болеро, рыбачья песня «Скажи, не грозит ли мне буря морская?»). Беспечный и открытый людям король Санданова наделён лучшими свойствами благородной и мужественной личности. И его неожиданная гибель вызывает искреннее сочувствие, когда в замешательстве замирает хоровая массовка в мастерском управлении хормейстера А. Саможапова в полном оцепенении зрительного зала.

Даже враги готовы склонить свои головы, сожалея о вероломстве его секретаря Анкарстрёма, снисходительно прощаемого убитым. Этой трагической развязке предшествует восхитительный менуэт из синхронно лаконичных, то сходящихся, то расходящихся движений партнёров в масках. Трактуемый как вальс, способствующий зарождению чувства или его увяданию, он даёт как бы аллюзию выбора между разладом или примирением с самими собой. Поэтому эта умело выстроенная сцена оставляет чувство просветлённой печали, словно бы последнего островка надежды, которая так и не оправдывается.

Сложный и противоречивый образ Анкарстрёма – любящего друга короля – достался Намхайну Мунхзулу. Его коронная ария «Это ты отравил душу ядом!», величавая и оперно выигрышная, звучит со сдержанной страстью, открывая перед слушателем мир потрясённой души, раздвоенной между «быть или не быть».

Публика тепло приняла компанию из крепкого клубка друзей-заговорщиков в лице Эдуарда Жагбаева, Бадмы Гомбожапова, Бат-Эрдэнэ Доржцэдэна. Не впервые участвующий в оперных постановках БГАТОиБ («Аида», «Тоска») маэстро Л.О. Корчмар – дирижёр, обладающий мощным энергетическим зарядом, позволяющим направить в нужное русло усилия, как вокалистов, так и оркестрантов. Носитель лучших традиций советской школы симфонического дирижирования, он со знанием дела удерживает в своих руках драматургические узлы партитуры, уверенно подводя развитие к финалам действий.

После премьеры

Но вот отзвучали последние аккорды. Занавес долго не опускался, зрители, не жалея сил, приветствовали участников премьеры и, конечно же, малышку Сувд Сэнгэрэл в роли ребёнка.

Дальше спектакль должен обкатываться и наливаться жизненными соками, а исполнители дублирующих составов – Михаил Пирогов, Ганбатор Арюунбатор и др. – впевать свои партии и проникаться перипетиями судеб своих героев.

Но это – не в наших условиях. В наших условиях включается стоп-кран, и жизнь на полном ходу обрывается. Потому что такую роскошь может себе позволить коллектив, у которого есть заботливое руководство, пекущееся о сохранности всех его звеньев и подразделений. Мы же, как взяли напрокат за большие деньги половину солистов из соседей Монголии, постановочное руководство в столицах, оркестрантов из Петрозаводска, обязаны туда же их вернуть. А те, кто не успел попасть на премьеру, пусть ожидают своей удачи.

Однако прокат и гастрольные выступления – это не одно и то же, ибо последние подразумевают равноценный обмен наличностью, которой у театра на сегодня нет, ибо он утратил былое. Вернее сказать, скрытые резервы у него есть, но кто их будет доводить до гастрольной кондиции?

«Игла» зависимости

Что же получается на деле? Находясь в едином соцлагере, Монголия грамотно приобщалась к музыкальной классике, обучая своих посланцев в СССР и Болгарии, а теперь прочно удерживает свои передовые позиции в континентальной Азии, опережая Китай, Японию, Корею, не говоря о своих соплеменниках. Мы же только гордились своими успехами, а наши руководители, не вкладывая усилий, снимали пенки, что не только продолжается, но и успешно совершенствуется.

В итоге театральное искусство республики подсажено на «иглу» зависимости от внешних сил с приоритетами в оперном искусстве в пользу монгольских вокалистов, в балетном – японских танцовщиков. А местным артистам уготована жалкая участь быть на подхвате в свите победителей.

Похоже, что условия, в которые попало искусство республики благодаря нынешнему положению вещей, отвечает тому, что называется компрадорством. Компрадоры же, как известно, играют роль проводников в проникновении чуждого влияния на местный рынок с последовательным удушением его интересов. И в этом смысле Цыбиков оказался в тренде, находясь на переднем крае экономических новаций и успешно внедряя их в отрасль культуры. Именно с его приходом на головы пришельцев посыпался золотой дождь. Однако входит ли в это в интересы здешних потребителей? Ведь никто не против столичных и заграничных деятелей, если они обогащают искусство республики, а не обогащаются за наш с вами счёт.

Казалось бы, на глазах у ныне живущего поколения труппа театра ещё совсем недавно была самодостаточной и способной без подпорок и костылей демонстрировать свои великолепные достижения на различных площадках, на малых и больших гастролях декад и Дней культуры с кадрами всех необходимых специализаций.

«Оптимизация» местных кадров

Однако, не обеспечив скамейкой запасных, Минкульт РБ «оптимизировал» опытных и вполне репертуарных дирижёра В.Ц. Галсанова и режиссёра Г.М. Майорову. А директор театра А. Цыбикдоржиева избавилась от дипломированного постановщика В.Л. Васильевой. И, кстати, если иметь претензии к возрасту, то любой из них никак не старше уважаемого маэстро Л.О. Корчмара. А что касается профессионализма, то смешно их сравнивать с руководящей головкой Минкульта РБ, непонятно кем укомлектованной. Ведь за два вузовских срока со времени назначения Цыбикова министром можно было подготовить даже слона, не то что специалистов разных профилей. А сегодня опере предложено быть на дистанционном управлении из Петербурга Ю. Лаптевым, балету – из Москвы М. Иватой и зависеть от их спорадических наездов.

Вообще-то нынешнее состояние технического прогресса позволяет театрам обходиться без постановщиков, ибо всё лучшее уже сказано предшественниками, а все канонические версии есть в компьютерной базе. Вот и в случае с 18-миллионной «Красавицей Ангарой» случился конфуз. Однако, что касается дирижёра, то в оперном театре он, безусловно, необходим.

Прокатившийся по театру огненный смерч освободил труппу от художников, осветителей, гримёров. Их теперь приглашают, как «девочек по вызову». А в их отсутствие на сцену выходят герои с рисованными тёмными полосками на месте усов и бород. Решение кадровых вопросов берёт на себя сегодня вместо худсовета главный бухгалтер, озадаченная устранением неугодного конкурента в пользу своего ближнего. А что же директор? Она приняла условия игры, когда всё решают деньги. Но, экономя на своих, театр при этом не считается с тратами на гонорары для приглашённых.

Обозревая нынешние политические реалии, обнаруживаешь до боли знакомые параллели. Видимо, под этим небом ничего нового не происходит. В частности, состояние культуры Бурятии имеет парадоксальное сходство с положением многострадальной Украины, во главе которой находится бесконечно богатеющий за её счёт Порошенко. И всё же, несмотря на усилия по вредоносному удушению и давлению со стороны властей, не сдаёт своих позиций Донбасс, способный к независимому самообеспечению (театр песни и танца «Байкал» под руководством Дандара Бадлуева, прославляющий Бурятию за её пределами).

Надежда Цибудеева, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, член СК РФ

27 мая Ромашка - Национальная библиотекаЧитайте, девчонки! Читайте, мальчишки! Плохому не учат Любимые книжки!
29.05.2017 Национальная библиотека
Причина – эксплуатация аварийного здания Музея природы. Прокуратура Бурятии проверила исполнение федерального законодательства при эксплуатации объекта культурного наследия федерального значения на улице Ленина.
29.05.2017 Телерадиокомпания Ариг Ус
Работы Даши Намдакова представят на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге - ВостокТелеИнформРаботы Даши Намдакова представят на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
29.05.2017 ВостокТелеИнформ
Фестиваль прошёл в рамках программы «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия» На суд жюри и зрителей 9 народных театров республики представили свои спектакли.
29.05.2017 ИА Байкал-Daily
Прокуратура потребовала закрыть театр «Ульгэр» - ИА Байкал-DailyВ здании, признанном аварийным, по-прежнему собираются массы людей, преимущественно дети Прокуратура республики проверила исполнение федерального законодательства при эксплуатации объекта культурного наследия федераль
29.05.2017 ИА Байкал-Daily
Прокуратура внесла представление врио главы Бурятии за использование аварийного здания музея природы и театра «Ульгэр» - ВостокТелеИнформЗа эксплуатацию здания в центре Улан-Удэ, признанного аварийным, прокуратура Бурятии внесла представление врио главы.
29.05.2017 ВостокТелеИнформ
Алексей Цыденов получил прокурорское представление из-за здания музея природы Бурятии - Газета Номер одинАварийное здание продолжают использовать для массового пребывания людей На основании публикаций в СМИ прокуратура республики проверила здание по ул.
29.05.2017 Газета Номер один
Выставка работ Даши Намдакова пройдет в Санкт-Петербурге - ГТРК Бурятия2 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» откроется выставка работ бурятского скульптора и художника Даши Намдакова.
29.05.2017 ГТРК Бурятия
Национальный музей объявляет конкурс экологических проектов - ГТРК БурятияНациональный музей Республики Бурятия совместно с ФГБУ "Заповедное Подлеморье" объявляет конкурс экологических проектов "Шаг к чистому Байкалу", на лучшую экологическую организацию, среди коллективов,
29.05.2017 ГТРК Бурятия
Что такое кувадка, как правильно водить хоровод и какие они – ретро-самовары?
28.05.2017 Телерадиокомпания Ариг Ус
14054521_290411068005321_6520414191997905804_o - КПРФМужской хор из австралийской глубинки с названием Dustyesky, созвучно фамилии Достоевский, исполняет песни на русском и украинском языке.
28.05.2017 КПРФ
Заместителем Гусиноозерского межрайонного прокурора утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении жителя г. Улан-Удэ Жугдуровой и двух граждан Республики Узбекистан Бакиахунова и Хасанова.
29.05.2017 Прокуратура Республики Бурятия
В Бурятии под суд пойдет банда скотокрадов - Газета Номер одинУлан-удэнец и два узбека причинили фермерам ущерб на сумму 180 тысяч рублей На протяжении нескольких месяцев подельники совершили 4 кражи крупного рогатого скота на территории Селенгинского района.
29.05.2017 Газета Номер один
В Бурятии установится жаркая погода, МЧС предупреждает о высоком риске пожаров - ВостокТелеИнформСпециалисты Росгидромета предупреждают об очередных температурных рекордах.
29.05.2017 ВостокТелеИнформ
Остапы Бендеры атакуют - Газета Номер один
Остапы Бендеры атакуют
Они примеряют образ врача, чиновника и даже сотрудника правоохранительных органов Уверенно разговаривают с «клиентом», показывают липовые документы и демонстрируют сайты-двойники.
Газета Номер один
В Бурятии племянница с подружкой забила дядю до смерти - Газета Номер один
В Бурятии племянница с подружкой забила дядю до смерти
Однако подельницы не сели за решетку В Улан-Удэ подружки до смерти забили мужчину, дядю одной из девушек, за то, что он якобы избивал и насиловал племянницу.
Газета Номер один
В Бурятии задержали водителя грузовика, который повредил мост в Байкальске - Газета Номер один
В Бурятии задержали водителя грузовика, который повредил мост в Байкальске
Испугавшись ответственности, он уехал с места ДТП Сотрудники Госавтоинспекции отдела МВД России по Слюдянскому району совместно с коллегами из отдела МВД России по Кабанскому району Бурятии задержали водителя фуры,
Газета Номер один
IMG_1018 - Национальная библиотека26 мая  2017 г. на центральной площади с. Баргузин состоялся литературный квест «Вечная классика» в рамках Всероссийской акции «Читай –Страна!», посвященный  Общероссийскому Дню библиотек.
29.05.2017 Национальная библиотека
27 мая Ромашка - Национальная библиотекаЧитайте, девчонки! Читайте, мальчишки! Плохому не учат Любимые книжки!
29.05.2017 Национальная библиотека
В фильме «Бурятский жеребец» снялся Венсан Перес (видео 18+) - ИА Байкал-DailyВ Сети появился новый откровенный трейлер к фильму «для взрослых». Впрочем, сам фильм не выйдет в прокат в Бурятии Совсем скоро в кинопрокат выйдет, ставший уже скандально-известным фильм категории «18 +» «Бурятский жеребец».
29.05.2017 ИА Байкал-Daily
Алексей Цыденов получил прокурорское представление из-за здания музея природы Бурятии - Газета Номер один
Алексей Цыденов получил прокурорское представление из-за здания музея природы Бурятии
Аварийное здание продолжают использовать для массового пребывания людей На основании публикаций в СМИ прокуратура республики проверила здание по ул.
Газета Номер один
В Улан-Удэ состоится международный фестиваль «Золотой Байкал» - Байкал Финанс
В Улан-Удэ состоится международный фестиваль «Золотой Байкал»
В столице республики в августе текущего года запланирован фестиваль искусств для детей и молодежи «Золотой Байкал», в котором примут участие представители более 30 национальностей и народностей России и Китая.
Байкал Финанс
В Бурятии прославят Кирилла и Мефодия - Газета Номер один
В Бурятии прославят Кирилла и Мефодия
Республика готовится отметить День славянской письменности В эти же дни будет отмечаться всероссийский День библиотек.
Газета Номер один
Рупышева_газетная статья.jpeg - ВСГАКИПреподаватель немецкого языка кафедры иностранных языков и общей лингвистики ВСГИК Рупышева Людмила Эрдэмовна и студент 1 курса ФСКДНиТ 511 группы ЦыбиковХэшэгтэстали призерами международного конкурса творческих проектов
29.05.2017 ВСГАКИ
htps.jpg - ИА Байкал Медиа КонсалтингСоревнования по футболу «Кожаный мяч-2017» в городе Улан-Удэ проводятся по трем возрастным группам: 10-11 лет (2006-2007 г.р.), 12-13 лет (2004-2005 г.р.),14-15лет (2002-2003 г.р.), в три этапа.
29.05.2017 ИА Байкал Медиа Консалтинг
В Улан-Удэ спецназовцы УФСИН продемонстрировали студентам приёмы рукопашного боя - ГТРК БурятияБойцы отдела специального назначения «Байкал» и кинолог исправительного учреждения выступили с показательными выступлениями для студентов авиационного техникума.
29.05.2017 ГТРК Бурятия
Собственные спортивные звания введут в Бурятии - Газета Номер один
Собственные спортивные звания введут в Бурятии
Пока же стрельба из лука и борьба не вошли в федеральный перечень На встрече с молодежью Джидинского района исполняющему обязанности главы Бурятии задали вопрос о развитии национальных видов спорта.
Газета Номер один
Лучница из Бурятии выиграла Кубок мира - Газета Номер один
Лучница из Бурятии выиграла Кубок мира
Наталья Эрдыниева стала лучшей в Шанхае В Китае прошел первый этап Кубка мира по стрельбе из лука, где женская сборная Россия выиграла командный зачет среди классиков.
Газета Номер один
Турнир памяти Героя - Газета Номер один
Турнир памяти Героя
В Жемчуге прошел турнир по вольной борьбе памяти Лопсона Ивахинова Хранить историю предков и прославлять их на спортивных аренах – в Жемчуге прошел республиканский турнир по вольной борьбе среди юношей памяти Лопсона Ивахинова,
Газета Номер один
В Бурятии может появиться единый расчетный центр - Народный Хурал   Депутаты Народного Хурала на «круглом столе» обсудили вопросы управления многоквартирными домами.
29.05.2017 Народный Хурал
Министры за три выговора будут уволены автоматически Исполняющий обязанности главы региона большую часть планерного совещания сегодня посвятил обсуждению вопроса исполнительной дисциплины.
29.05.2017 Администрация Республики Бурятия
Прокуратурой республики по информации, размещенной в средствах массовой информации, проведена проверка исполнения федерального законодательства при эксплуатации объекта культурного наследия федерального значения,
29.05.2017 Прокуратура Республики Бурятия
Улан-Удэнская дистанция пути проводит ремонтные работы на железнодорожном переезде 5659 км «мкрн Горького» с закрытием ½ проезжей части для движения транспорта с 22:00 29.05.2017 до 06:00 30.05.2017.
29.05.2017 ИА Байкал Медиа Консалтинг
В Бурятии водитель маршрутного автобуса получил 77 штрафов за превышение скорости - Газета Номер одинНи он, ни хозяйка транспортного средства не спешили их оплачивать В Бурятии предпринимательница, занимающаяся пассажирскими перевозками,
29.05.2017 Газета Номер один