Блеск и нищета оперы «Бал-маскарад», или искусство напрокат

Фото: www.newbur.ru

Бурятская вердиана – спектакли «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Трубадур», «Отелло», «Дон Карлос», «Аттила», поставленные на нашей сцене – пополнилась ещё одним оперным шедевром. Это «Бал-маскарад» Верди – поистине опера-потрясение, опера-страсть, обрушивающаяся на слушателя как стихия. Это опера, сотканная из живых человеческих чувств, требующая от исполнителей подлинного мастерства и высокого эмоционального накала в их воплощении.

Жестокий мир

Ярко костюмированный бал-маскарад с его праздничной суматохой рисует картину суровых мужских нравов, объятых страстями, готовыми обнаружиться при любом случае. Галантные и уверенные в себе эти джентльмены движимы околовластными хитроумными коллизиями и сведением счётов, а также чувствами мести, зависти и проч. И это фон для трагедии любви и ревности, завершающейся кровавой развязкой.

В плотном кольце мужских персонажей действуют два женских образа. Стержень оперы выстраивается вокруг Амелии – верной подруги графа Анкарстрёма и секретаря шведского короля Густава III. В исполнении монгольской певицы С. Батчимэг она предстаёт грациозно трогательной, любящей женщиной, ставшей в силу неправедных наветов инструментом подковёрных интриг. Артистка притягательна гармоничностью своего сценического облика. Она завораживает слушателя манерой своего актёрского существования и красотой голоса, и особо его матовой бестелесной звучностью в прощальном дуэте «Видишь, в слезах молю», словно бы отрешённой от земных оков бытия.

От этого рождается щемящее чувство сострадания с невозможностью существовать в этом жёстком мире, полном изощрённого коварства. Однако в сцене обличения откровенное неприятие вызывает поведение придворных, которые, зло, усмехаясь над беззащитной женщиной, позволяют себе двусмысленно и бесцеремонно теребить подол её платья.

В поисках колдовской травы Амелия приходит ночью на безлюдный пустырь. Здесь же вместо звёздного неба сверху нависает задрапированная люстра с нелепой корягой. А чтобы их скрыть, зрителя то и дело окуривают дымом, создавая атмосферу сизо-мглистого тумана, царящего в душе героини. Такое небрежно прописанное оформление (художник С. Спевякин – Донецк) абсолютно не вяжется с театральной эстетикой, традиционно принятой в нашем театре со времён А.И. Тимина, М.Е. Шестаковой, Н.И. Манилова, М.О. Болонева с их правдоподобно роскошными декорациями.

В единственной сцене появляется цыганка Ульрика – Ольга Жигмитова (и Эржена Базарсадаева) с миссией поведать королю зловещее предсказание быть убитым от руки лучшего друга. Обладающая богатой актёрской интуицией и даром яркой театральности, О. Жигмитова проводит сцену заклинания «Царь преисподней, мне явись» с поистине экстатической исступлённостью, демонстрируя себя полной владычицей своего тёмного царства. Но что делают возле неё безобразные существа с удлинёнными клювами, которые ползают по полу и вызывают отвращение своим видом?

Разрядить напряжённость действия призван паж Оскар Билигмы Ринчиновой, что, по мысли создателей, должно привнести в спектакль некий флёр куртуазности и лёгкости. Естественной раскованностью сценического поведения певица свободно преодолевает сложности вокальной партии и где-то даже немного переигрывает, ибо её персонаж, хотя и слуга, но всё же не шут.

Беспечный король

Мэргэн Санданов трактует образ Густава согласно задумке композитора: «Власть хороша лишь та, что в горе слёзы подвластных осушает». Упоение жизнью и молодостью слышится в сольных фрагментах его партии (болеро, рыбачья песня «Скажи, не грозит ли мне буря морская?»). Беспечный и открытый людям король Санданова наделён лучшими свойствами благородной и мужественной личности. И его неожиданная гибель вызывает искреннее сочувствие, когда в замешательстве замирает хоровая массовка в мастерском управлении хормейстера А. Саможапова в полном оцепенении зрительного зала.

Даже враги готовы склонить свои головы, сожалея о вероломстве его секретаря Анкарстрёма, снисходительно прощаемого убитым. Этой трагической развязке предшествует восхитительный менуэт из синхронно лаконичных, то сходящихся, то расходящихся движений партнёров в масках. Трактуемый как вальс, способствующий зарождению чувства или его увяданию, он даёт как бы аллюзию выбора между разладом или примирением с самими собой. Поэтому эта умело выстроенная сцена оставляет чувство просветлённой печали, словно бы последнего островка надежды, которая так и не оправдывается.

Сложный и противоречивый образ Анкарстрёма – любящего друга короля – достался Намхайну Мунхзулу. Его коронная ария «Это ты отравил душу ядом!», величавая и оперно выигрышная, звучит со сдержанной страстью, открывая перед слушателем мир потрясённой души, раздвоенной между «быть или не быть».

Публика тепло приняла компанию из крепкого клубка друзей-заговорщиков в лице Эдуарда Жагбаева, Бадмы Гомбожапова, Бат-Эрдэнэ Доржцэдэна. Не впервые участвующий в оперных постановках БГАТОиБ («Аида», «Тоска») маэстро Л.О. Корчмар – дирижёр, обладающий мощным энергетическим зарядом, позволяющим направить в нужное русло усилия, как вокалистов, так и оркестрантов. Носитель лучших традиций советской школы симфонического дирижирования, он со знанием дела удерживает в своих руках драматургические узлы партитуры, уверенно подводя развитие к финалам действий.

После премьеры

Но вот отзвучали последние аккорды. Занавес долго не опускался, зрители, не жалея сил, приветствовали участников премьеры и, конечно же, малышку Сувд Сэнгэрэл в роли ребёнка.

Дальше спектакль должен обкатываться и наливаться жизненными соками, а исполнители дублирующих составов – Михаил Пирогов, Ганбатор Арюунбатор и др. – впевать свои партии и проникаться перипетиями судеб своих героев.

Но это – не в наших условиях. В наших условиях включается стоп-кран, и жизнь на полном ходу обрывается. Потому что такую роскошь может себе позволить коллектив, у которого есть заботливое руководство, пекущееся о сохранности всех его звеньев и подразделений. Мы же, как взяли напрокат за большие деньги половину солистов из соседей Монголии, постановочное руководство в столицах, оркестрантов из Петрозаводска, обязаны туда же их вернуть. А те, кто не успел попасть на премьеру, пусть ожидают своей удачи.

Однако прокат и гастрольные выступления – это не одно и то же, ибо последние подразумевают равноценный обмен наличностью, которой у театра на сегодня нет, ибо он утратил былое. Вернее сказать, скрытые резервы у него есть, но кто их будет доводить до гастрольной кондиции?

«Игла» зависимости

Что же получается на деле? Находясь в едином соцлагере, Монголия грамотно приобщалась к музыкальной классике, обучая своих посланцев в СССР и Болгарии, а теперь прочно удерживает свои передовые позиции в континентальной Азии, опережая Китай, Японию, Корею, не говоря о своих соплеменниках. Мы же только гордились своими успехами, а наши руководители, не вкладывая усилий, снимали пенки, что не только продолжается, но и успешно совершенствуется.

В итоге театральное искусство республики подсажено на «иглу» зависимости от внешних сил с приоритетами в оперном искусстве в пользу монгольских вокалистов, в балетном – японских танцовщиков. А местным артистам уготована жалкая участь быть на подхвате в свите победителей.

Похоже, что условия, в которые попало искусство республики благодаря нынешнему положению вещей, отвечает тому, что называется компрадорством. Компрадоры же, как известно, играют роль проводников в проникновении чуждого влияния на местный рынок с последовательным удушением его интересов. И в этом смысле Цыбиков оказался в тренде, находясь на переднем крае экономических новаций и успешно внедряя их в отрасль культуры. Именно с его приходом на головы пришельцев посыпался золотой дождь. Однако входит ли в это в интересы здешних потребителей? Ведь никто не против столичных и заграничных деятелей, если они обогащают искусство республики, а не обогащаются за наш с вами счёт.

Казалось бы, на глазах у ныне живущего поколения труппа театра ещё совсем недавно была самодостаточной и способной без подпорок и костылей демонстрировать свои великолепные достижения на различных площадках, на малых и больших гастролях декад и Дней культуры с кадрами всех необходимых специализаций.

«Оптимизация» местных кадров

Однако, не обеспечив скамейкой запасных, Минкульт РБ «оптимизировал» опытных и вполне репертуарных дирижёра В.Ц. Галсанова и режиссёра Г.М. Майорову. А директор театра А. Цыбикдоржиева избавилась от дипломированного постановщика В.Л. Васильевой. И, кстати, если иметь претензии к возрасту, то любой из них никак не старше уважаемого маэстро Л.О. Корчмара. А что касается профессионализма, то смешно их сравнивать с руководящей головкой Минкульта РБ, непонятно кем укомлектованной. Ведь за два вузовских срока со времени назначения Цыбикова министром можно было подготовить даже слона, не то что специалистов разных профилей. А сегодня опере предложено быть на дистанционном управлении из Петербурга Ю. Лаптевым, балету – из Москвы М. Иватой и зависеть от их спорадических наездов.

Вообще-то нынешнее состояние технического прогресса позволяет театрам обходиться без постановщиков, ибо всё лучшее уже сказано предшественниками, а все канонические версии есть в компьютерной базе. Вот и в случае с 18-миллионной «Красавицей Ангарой» случился конфуз. Однако, что касается дирижёра, то в оперном театре он, безусловно, необходим.

Прокатившийся по театру огненный смерч освободил труппу от художников, осветителей, гримёров. Их теперь приглашают, как «девочек по вызову». А в их отсутствие на сцену выходят герои с рисованными тёмными полосками на месте усов и бород. Решение кадровых вопросов берёт на себя сегодня вместо худсовета главный бухгалтер, озадаченная устранением неугодного конкурента в пользу своего ближнего. А что же директор? Она приняла условия игры, когда всё решают деньги. Но, экономя на своих, театр при этом не считается с тратами на гонорары для приглашённых.

Обозревая нынешние политические реалии, обнаруживаешь до боли знакомые параллели. Видимо, под этим небом ничего нового не происходит. В частности, состояние культуры Бурятии имеет парадоксальное сходство с положением многострадальной Украины, во главе которой находится бесконечно богатеющий за её счёт Порошенко. И всё же, несмотря на усилия по вредоносному удушению и давлению со стороны властей, не сдаёт своих позиций Донбасс, способный к независимому самообеспечению (театр песни и танца «Байкал» под руководством Дандара Бадлуева, прославляющий Бурятию за её пределами).

Надежда Цибудеева, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, член СК РФ

 
По теме
 
1 - Национальная библиотека 24 мая в Национальной библиотеке прошла лекция известного путешественника, писателя, автора 50 книг Антона Кротова, посетившего все регионы России и 109 стран мира.
25.05.2018
1 - БГСХА им. В.Р. Филиппова Концерт народного ансамбля песни и танца Академии «Раздолье» - лауреата многочисленных конкурсов республиканского, Всероссийского и международного масштаба – состоялся 24 мая в концертном зале Академии.
25.05.2018
 
посвященный юбилею прославленного композитора Пурбо Дамиранова Один из самых известных и популярных профессиональных композиторов республики, автор около пятисот песен, отмечает свое шестидесятилетие.
24.05.2018
При поддержке «Сибирского цемента» в музее-заповеднике «Красная горка» проходит выставка «НЕРЕАЛизованные проекты архитекторов» - Buryatiya.Com НИА-Бурятия Компания «Сибирский цемент» оказала финансовую помощь в организации выставки «НЕРЕАЛизованные проекты архитекторов».
24.05.2018
 
Международный день музеев 2018 - ВСГАКИ 18 мая 2018 года, как и все международное музейное сообщество, студенты-музеологи ВСГИК отметили профессиональный праздник – Международный день музеев.
24.05.2018
Житель Бурятии изнасиловал беременную односельчанку - Газета Номер один Чтобы жертва молчала, насильник избивал ее, угрожая лопатой Вечером 6 мая в одном из сел Бурятии по дороге домой женщина, находящаяся на последних сроках беременности, встретила местную компанию молодых людей.
25.05.2018 Газета Номер один
На преступление его толкнул карточный долг Днем 22 мая в ломбард в Железнодорожном районе Улан-Удэ зашел неизвестный и под угрозой применения ножа отнял у сотрудниц 30 тысяч рублей.
25.05.2018 Газета Номер один
«Жертва» косарей-гомосексуалов заявила об очередном сексуальном преступлении Следственный комитет Бурятии возбудил уголовное дело в отношении 29-летней жительницы Еравнинского района, подозреваемой в заведомо ложном доносе,
25.05.2018 Газета Номер один
1 - БГСХА им. В.Р. Филиппова Концерт народного ансамбля песни и танца Академии «Раздолье» - лауреата многочисленных конкурсов республиканского, Всероссийского и международного масштаба – состоялся 24 мая в концертном зале Академии.
25.05.2018 БГСХА им. В.Р. Филиппова
1 - Национальная библиотека 24 мая в Национальной библиотеке прошла лекция известного путешественника, писателя, автора 50 книг Антона Кротова, посетившего все регионы России и 109 стран мира.
25.05.2018 Национальная библиотека
Оргкомитет X фестиваля «Голос кочевников», который пройдет в Бурятии 20-21 июля в туркомплексе «Степной кочевник» (село Ацагат в 50 км от Улан-Удэ), завершает формирование списка участников.
22.05.2018 Байкал Финанс
В истории культуры Бурятии есть примеры, когда «валить» становится единственным спасением На примере выходцев из театра пластической драмы «ЧелоВЕК» можно сделать вывод о том,
19.05.2018 Газета Номер один
0WQqU5cLK9c - БГУ С 6 – 11 мая в Краснодарском крае, в городе Анапа (п. Сукко) во всероссийском детском центре «Смена» прошел всероссийский фестиваль "На спорте-2018", который организовала Ассоциация студенческих спортивных клубов (АССК) России.
25.05.2018 БГУ
"Кожаный мяч 2018" - ТК Тивиком Турнир среди детских команд проводится по всей стране уже 50 лет. За право представлять республику на соревнованиях сибирского федерального округа,
25.05.2018 ТК Тивиком
С 3 по 5 мая 2018 г. в КСК с. Петропавловка проводилось   открытое первенство Джидинского района по боксу, посвященное 80-летию Почетного гражданина Республики Бурятии и Джидинского района,
24.05.2018 Газета TV Дубль
Апрель-май месяцы выдались насыщенными на шахматные мероприятия. 24 апреля нас пригласили на открытие шахматного клуба в г. Гусинооозерск.
24.05.2018 Газета TV Дубль
В г. Гусиноозерск 12 мая  прошло официальное первенство Республики Бурятия  по армрестлингу,  где  проходил отбор  сильнейших армрестлеров на чемпионат Сибирского Федерального округа.
24.05.2018 Газета TV Дубль
Власти Бурятии планируют создать транспортно-логистический центр на станции Тальцы - Газета Номер один Соглашение об этом глава республики подписал с РЖД и компанией «СГ-транс» 24 мая в рамках Петербургского международного экономического форума правительство Бурятии,
25.05.2018 Газета Номер один
В Улан-Удэ состоялось закрытие турнира «Кожаный мяч - 2018» - ГТРК Бурятия Сегодня, 25 мая, на стадионе спортивного центра «Юность» состоялось торжественное закрытие финальных игр городских соревнований по футболу «Кожаный мяч - 2018» на призы Улан-Удэнского городского Совета депутатов.
26.05.2018 ГТРК Бурятия
Накануне около 22 часов на подстанции «Бурводстроя» произошла авария. Фото: ulanude.bezformata.ru Электроэнергия отключилась на улицах Иволгинской, Баргузинской, Кабанской и Дорожной,
25.05.2018 ГТРК Бурятия