Новости города БезФормата.Ru
Улан-Удэ
Главные новости
 
Задать вопрос?

Блеск и нищета оперы «Бал-маскарад», или искусство напрокат

Premiera-opery-verdi-bal-maskarad-v-opernom-teatre-foto-minkultrb-dot-ru - Новая Бурятия
Фото: www.newbur.ru

Бурятская вердиана – спектакли «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Трубадур», «Отелло», «Дон Карлос», «Аттила», поставленные на нашей сцене – пополнилась ещё одним оперным шедевром. Это «Бал-маскарад» Верди – поистине опера-потрясение, опера-страсть, обрушивающаяся на слушателя как стихия. Это опера, сотканная из живых человеческих чувств, требующая от исполнителей подлинного мастерства и высокого эмоционального накала в их воплощении.

Жестокий мир

Ярко костюмированный бал-маскарад с его праздничной суматохой рисует картину суровых мужских нравов, объятых страстями, готовыми обнаружиться при любом случае. Галантные и уверенные в себе эти джентльмены движимы околовластными хитроумными коллизиями и сведением счётов, а также чувствами мести, зависти и проч. И это фон для трагедии любви и ревности, завершающейся кровавой развязкой.

В плотном кольце мужских персонажей действуют два женских образа. Стержень оперы выстраивается вокруг Амелии – верной подруги графа Анкарстрёма и секретаря шведского короля Густава III. В исполнении монгольской певицы С. Батчимэг она предстаёт грациозно трогательной, любящей женщиной, ставшей в силу неправедных наветов инструментом подковёрных интриг. Артистка притягательна гармоничностью своего сценического облика. Она завораживает слушателя манерой своего актёрского существования и красотой голоса, и особо его матовой бестелесной звучностью в прощальном дуэте «Видишь, в слезах молю», словно бы отрешённой от земных оков бытия.

От этого рождается щемящее чувство сострадания с невозможностью существовать в этом жёстком мире, полном изощрённого коварства. Однако в сцене обличения откровенное неприятие вызывает поведение придворных, которые, зло, усмехаясь над беззащитной женщиной, позволяют себе двусмысленно и бесцеремонно теребить подол её платья.

В поисках колдовской травы Амелия приходит ночью на безлюдный пустырь. Здесь же вместо звёздного неба сверху нависает задрапированная люстра с нелепой корягой. А чтобы их скрыть, зрителя то и дело окуривают дымом, создавая атмосферу сизо-мглистого тумана, царящего в душе героини. Такое небрежно прописанное оформление (художник С. Спевякин – Донецк) абсолютно не вяжется с театральной эстетикой, традиционно принятой в нашем театре со времён А.И. Тимина, М.Е. Шестаковой, Н.И. Манилова, М.О. Болонева с их правдоподобно роскошными декорациями.

В единственной сцене появляется цыганка Ульрика – Ольга Жигмитова (и Эржена Базарсадаева) с миссией поведать королю зловещее предсказание быть убитым от руки лучшего друга. Обладающая богатой актёрской интуицией и даром яркой театральности, О. Жигмитова проводит сцену заклинания «Царь преисподней, мне явись» с поистине экстатической исступлённостью, демонстрируя себя полной владычицей своего тёмного царства. Но что делают возле неё безобразные существа с удлинёнными клювами, которые ползают по полу и вызывают отвращение своим видом?

Разрядить напряжённость действия призван паж Оскар Билигмы Ринчиновой, что, по мысли создателей, должно привнести в спектакль некий флёр куртуазности и лёгкости. Естественной раскованностью сценического поведения певица свободно преодолевает сложности вокальной партии и где-то даже немного переигрывает, ибо её персонаж, хотя и слуга, но всё же не шут.

Беспечный король

Мэргэн Санданов трактует образ Густава согласно задумке композитора: «Власть хороша лишь та, что в горе слёзы подвластных осушает». Упоение жизнью и молодостью слышится в сольных фрагментах его партии (болеро, рыбачья песня «Скажи, не грозит ли мне буря морская?»). Беспечный и открытый людям король Санданова наделён лучшими свойствами благородной и мужественной личности. И его неожиданная гибель вызывает искреннее сочувствие, когда в замешательстве замирает хоровая массовка в мастерском управлении хормейстера А. Саможапова в полном оцепенении зрительного зала.

Даже враги готовы склонить свои головы, сожалея о вероломстве его секретаря Анкарстрёма, снисходительно прощаемого убитым. Этой трагической развязке предшествует восхитительный менуэт из синхронно лаконичных, то сходящихся, то расходящихся движений партнёров в масках. Трактуемый как вальс, способствующий зарождению чувства или его увяданию, он даёт как бы аллюзию выбора между разладом или примирением с самими собой. Поэтому эта умело выстроенная сцена оставляет чувство просветлённой печали, словно бы последнего островка надежды, которая так и не оправдывается.

Сложный и противоречивый образ Анкарстрёма – любящего друга короля – достался Намхайну Мунхзулу. Его коронная ария «Это ты отравил душу ядом!», величавая и оперно выигрышная, звучит со сдержанной страстью, открывая перед слушателем мир потрясённой души, раздвоенной между «быть или не быть».

Публика тепло приняла компанию из крепкого клубка друзей-заговорщиков в лице Эдуарда Жагбаева, Бадмы Гомбожапова, Бат-Эрдэнэ Доржцэдэна. Не впервые участвующий в оперных постановках БГАТОиБ («Аида», «Тоска») маэстро Л.О. Корчмар – дирижёр, обладающий мощным энергетическим зарядом, позволяющим направить в нужное русло усилия, как вокалистов, так и оркестрантов. Носитель лучших традиций советской школы симфонического дирижирования, он со знанием дела удерживает в своих руках драматургические узлы партитуры, уверенно подводя развитие к финалам действий.

После премьеры

Но вот отзвучали последние аккорды. Занавес долго не опускался, зрители, не жалея сил, приветствовали участников премьеры и, конечно же, малышку Сувд Сэнгэрэл в роли ребёнка.

Дальше спектакль должен обкатываться и наливаться жизненными соками, а исполнители дублирующих составов – Михаил Пирогов, Ганбатор Арюунбатор и др. – впевать свои партии и проникаться перипетиями судеб своих героев.

Но это – не в наших условиях. В наших условиях включается стоп-кран, и жизнь на полном ходу обрывается. Потому что такую роскошь может себе позволить коллектив, у которого есть заботливое руководство, пекущееся о сохранности всех его звеньев и подразделений. Мы же, как взяли напрокат за большие деньги половину солистов из соседей Монголии, постановочное руководство в столицах, оркестрантов из Петрозаводска, обязаны туда же их вернуть. А те, кто не успел попасть на премьеру, пусть ожидают своей удачи.

Однако прокат и гастрольные выступления – это не одно и то же, ибо последние подразумевают равноценный обмен наличностью, которой у театра на сегодня нет, ибо он утратил былое. Вернее сказать, скрытые резервы у него есть, но кто их будет доводить до гастрольной кондиции?

«Игла» зависимости

Что же получается на деле? Находясь в едином соцлагере, Монголия грамотно приобщалась к музыкальной классике, обучая своих посланцев в СССР и Болгарии, а теперь прочно удерживает свои передовые позиции в континентальной Азии, опережая Китай, Японию, Корею, не говоря о своих соплеменниках. Мы же только гордились своими успехами, а наши руководители, не вкладывая усилий, снимали пенки, что не только продолжается, но и успешно совершенствуется.

В итоге театральное искусство республики подсажено на «иглу» зависимости от внешних сил с приоритетами в оперном искусстве в пользу монгольских вокалистов, в балетном – японских танцовщиков. А местным артистам уготована жалкая участь быть на подхвате в свите победителей.

Похоже, что условия, в которые попало искусство республики благодаря нынешнему положению вещей, отвечает тому, что называется компрадорством. Компрадоры же, как известно, играют роль проводников в проникновении чуждого влияния на местный рынок с последовательным удушением его интересов. И в этом смысле Цыбиков оказался в тренде, находясь на переднем крае экономических новаций и успешно внедряя их в отрасль культуры. Именно с его приходом на головы пришельцев посыпался золотой дождь. Однако входит ли в это в интересы здешних потребителей? Ведь никто не против столичных и заграничных деятелей, если они обогащают искусство республики, а не обогащаются за наш с вами счёт.

Казалось бы, на глазах у ныне живущего поколения труппа театра ещё совсем недавно была самодостаточной и способной без подпорок и костылей демонстрировать свои великолепные достижения на различных площадках, на малых и больших гастролях декад и Дней культуры с кадрами всех необходимых специализаций.

«Оптимизация» местных кадров

Однако, не обеспечив скамейкой запасных, Минкульт РБ «оптимизировал» опытных и вполне репертуарных дирижёра В.Ц. Галсанова и режиссёра Г.М. Майорову. А директор театра А. Цыбикдоржиева избавилась от дипломированного постановщика В.Л. Васильевой. И, кстати, если иметь претензии к возрасту, то любой из них никак не старше уважаемого маэстро Л.О. Корчмара. А что касается профессионализма, то смешно их сравнивать с руководящей головкой Минкульта РБ, непонятно кем укомлектованной. Ведь за два вузовских срока со времени назначения Цыбикова министром можно было подготовить даже слона, не то что специалистов разных профилей. А сегодня опере предложено быть на дистанционном управлении из Петербурга Ю. Лаптевым, балету – из Москвы М. Иватой и зависеть от их спорадических наездов.

Вообще-то нынешнее состояние технического прогресса позволяет театрам обходиться без постановщиков, ибо всё лучшее уже сказано предшественниками, а все канонические версии есть в компьютерной базе. Вот и в случае с 18-миллионной «Красавицей Ангарой» случился конфуз. Однако, что касается дирижёра, то в оперном театре он, безусловно, необходим.

Прокатившийся по театру огненный смерч освободил труппу от художников, осветителей, гримёров. Их теперь приглашают, как «девочек по вызову». А в их отсутствие на сцену выходят герои с рисованными тёмными полосками на месте усов и бород. Решение кадровых вопросов берёт на себя сегодня вместо худсовета главный бухгалтер, озадаченная устранением неугодного конкурента в пользу своего ближнего. А что же директор? Она приняла условия игры, когда всё решают деньги. Но, экономя на своих, театр при этом не считается с тратами на гонорары для приглашённых.

Обозревая нынешние политические реалии, обнаруживаешь до боли знакомые параллели. Видимо, под этим небом ничего нового не происходит. В частности, состояние культуры Бурятии имеет парадоксальное сходство с положением многострадальной Украины, во главе которой находится бесконечно богатеющий за её счёт Порошенко. И всё же, несмотря на усилия по вредоносному удушению и давлению со стороны властей, не сдаёт своих позиций Донбасс, способный к независимому самообеспечению (театр песни и танца «Байкал» под руководством Дандара Бадлуева, прославляющий Бурятию за её пределами).

Надежда Цибудеева, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, член СК РФ

AOGO4383.jpg - ИА Байкал Медиа КонсалтингПраздник «Осенины» или Радогощь» (переводится с древнеславянского – Рад гостю (гостям) берёт начало от древних славян-земледельцев, отмечается как проводы летнего земледельческого сезона и встреча зимы, время сбора урожая,
24.09.2017 ИА Байкал Медиа Консалтинг
Девочка из Бурятии получила в подарок пуанты из рук известной балерины - Infpol.RuАнастасия Яшкина восхитила испанской страстью жюри проекта «Ты супер! Танцы» 23 сентября во время отборочного тура первого международного шоу «Ты супер!
24.09.2017 Infpol.Ru
В Улан-Удэ прошел митинг памяти Героя России Алдара Цыденжапова - Администрация г.Улан-УдэСегодня в Улан-Удэ, несмотря на ветреную и дождливую погоду, около памятника Героя России Алдару Цыденжапову, было многолюдно.
24.09.2017 Администрация г.Улан-Удэ
Энтузиасты славянской культуры отпраздновали в Улан-Удэ Радогошь - Газета Номер одинНа культурном фестивале лето проводили реконструированным обрядом (Фото) Славянский культурный фестиваль «Радогошь – Осенины» прошел 23 сентября в Этнографическом музее народов Забайкалья.
24.09.2017 Газета Номер один
Впервые в Улан-Удэ откроется выставка Легенды и мифы земли Предбайкалья - ВостокТелеИнформВыставка работ бурятских художников и мастеров из Усть-Ордынского Бурятского округа откроется в Улан-Удэ.
24.09.2017 ВостокТелеИнформ
I Международная выставка песочной графики откроется в рамках XXII Книжного салона - ГТРК БурятияОткрытие состоится 29 сентября в 17:00 в Национальной библиотеке Республики Бурятия.
23.09.2017 ГТРК Бурятия
Моноспектакль Русского драмтеатра будет показан в Монголии - ГТРК БурятияСо 2 по 9 октября в Улан-Баторе пройдёт III интернациональный фестиваль монодрамы «UB – The Parade of Winners».
23.09.2017 ГТРК Бурятия
Поздравляем писателя В.Т. Слипенчука с Днём Рождения! - Фонд содействия сохранению о. Байкал  Поздравляем с Днем Рождения поэта, писателя, большого друга нашего Фонда - Виктора Трифоновича Слипенчука!
22.09.2017 Фонд содействия сохранению о. Байкал
Книга будет представлена в ходе проведения Книжного салона 29 сентября в Национальной библиотеке Бурятии в рамках XXII Книжного салона состоится презентация книги «Сказки народов Азии и Аполлона Шадаева».
22.09.2017 ИА Байкал-Daily
Бурятская филармония решила открыть новый сезон уникальным проектом, который реализуется по всей стране вот уже несколько лет.
22.09.2017 ТК Тивиком
Моноспектакль покажут в рамках III интернационального фестиваля монодрамы «UB – The Parade of Winners» Со 2 по 9 октября в Улан-Баторе пройдёт III интернациональный фестиваль монодрамы «UB – The Parade of Winners».
22.09.2017 ИА Байкал-Daily
Неисправность электросети привела к пожарам в Бурятии - МЧС Республики БурятияЗа прошедшие сутки в Бурятии произошло 2 пожара из-за нарушения правил технической эксплуатации и выбора аппаратов защиты электрических сетей.
23.09.2017 МЧС Республики Бурятия
20 сентября в отдел внутренних дел Северобайкальского района поступило заявление от должностного лица ремонтно-строительной организации о краже с территории строящегося объекта строительных материалов.
23.09.2017 МВД Республики Бурятия
В результате оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками уголовного розыска Железнодорожного района задержан 35-летний местный житель, совершивший кражу из дома в период с 25 августа по 12 сентября.
23.09.2017 МВД Республики Бурятия
«На блок-посту осталось 10 наших ребят. Боевики кричали: «Буряты, сдавайтесь!» - Газета Номер один
«На блок-посту осталось 10 наших ребят. Боевики кричали: «Буряты, сдавайтесь!»
Ветераны из Бурятии вспоминают о трагических событиях Второй Чеченской войны Мрачная годовщина исполняется 23 сентября – 18 лет со дня официального начала Второй Чеченской войны.
Газета Номер один
В Сочи передано в суд дело об убийстве школьницы жителем Бурятии - Газета Номер один
В Сочи передано в суд дело об убийстве школьницы жителем Бурятии
Избиение и попытка изнасилования попала в объектив привокзальной видеокамеры В Сочи передано в суд дело об убийстве несовершеннолетней девушки 33-летним улан-удэнцем.
Газета Номер один
В Бурятии шизофреник обкрадывал пенсионеров - Газета Номер один
В Бурятии шизофреник обкрадывал пенсионеров
Пользуясь их доверчивостью, мужчина совершил 18 хищений Как сообщает пресс-служба железнодорожного суда Улан-Удэ, обвиняемый мужчина совершил 18 хищений денежных средств,
Газета Номер один
В Улан-Удэ прошел митинг памяти Героя России Алдара Цыденжапова - Администрация г.Улан-УдэСегодня в Улан-Удэ, несмотря на ветреную и дождливую погоду, около памятника Героя России Алдару Цыденжапову, было многолюдно.
24.09.2017 Администрация г.Улан-Удэ
Девочка из Бурятии получила в подарок пуанты из рук известной балерины - Infpol.RuАнастасия Яшкина восхитила испанской страстью жюри проекта «Ты супер! Танцы» 23 сентября во время отборочного тура первого международного шоу «Ты супер!
24.09.2017 Infpol.Ru
Впервые в Улан-Удэ откроется выставка Легенды и мифы земли Предбайкалья - ВостокТелеИнформВыставка работ бурятских художников и мастеров из Усть-Ордынского Бурятского округа откроется в Улан-Удэ.
24.09.2017 ВостокТелеИнформ
"Такой культур нам не нужен" - GazetaRB.Ru
"Такой культур нам не нужен"
Общественные деятели, работники и ветераны культуры Бурятии выступили за отставку Тимура Цыбикова Фото:minkultrb.ru Встреча была организована 21 сентября на площадке одного из торговых центров Улан-Удэ.
GazetaRB.Ru
Традиции наглости - GazetaRB.Ru
Традиции наглости
Газета "Улан-Удэ. Город добрых традиций" выплатит журналисту 120 тысяч рублей за нарушение авторских прав В судах Бурятии появились первые дела и первые суммы,
GazetaRB.Ru
Чиновники Бурятии не знают, куда переедет музей природы - Газета Номер один
Чиновники Бурятии не знают, куда переедет музей природы
Уже почти полгода музей находится в подвешенном состоянии За это время на министерство культуры республики обрушился шквал негодования горожан и жителей Бурятии.
Газета Номер один
Марина Лиханова: «Я мечтаю только об Олимпийской медали!» - Газета Номер одинБурятская звезда велоспорта рассказала о своих выступлениях и планах на бадущее Одна из лучших горных велогонщиц России, бурятская звезда велоспорта рассказывает о выступлениях за команду Италии,
24.09.2017 Газета Номер один
Александр Богомоев одержал первую победу после долгого перерыва - ИА Байкал-DailyОн занял первое место на турнире «Шахтёрская слава» в Кемерово 22-23 сентября в Кемерово состоялся международный турнир по вольной борьбе «Шахтёрская слава».
24.09.2017 ИА Байкал-Daily
В Иволгинском дацане проходит праздник Хамбо ламы Этигэлова - Газета Номер одинС 8 утра 24 сентября верующие имеют возможность получить благословение ламы С 8 утра 24 сентября верующие имеют возможность получить благословение Хамбо ламы Этигэлова.
24.09.2017 Газета Номер один
Бойцовский клуб - Газета Номер один
Бойцовский клуб
Обзор секций единоборств в Улан-Удэ В нашем агрессивном обществе умению постоять за себя нужно учить с пеленок.
Газета Номер один
Бурятские борцы завоевали 8 медалей на международном турнире в Кемерово - Газета Номер один
Бурятские борцы завоевали 8 медалей на международном турнире в Кемерово
Накануне, 23 сентября, завершился международный турнир по вольной борьбе «Шахтерска слава» В этом году в соревнованиях приняли участие 166 спортсменов из России, Венгрии, Латвии, США, Казахстана, Монголии, Болгарии, Румынии,
Газета Номер один
Александр Богомоев: «На питание выделяют 100 рублей в день» - Газета Номер один
Александр Богомоев: «На питание выделяют 100 рублей в день»
Бурятский вольник рассказал о том, в какой он форме после разрыва селезенки и ряда операций Первым стартом для победителя Евроигр-2015 Александра Богомоева после долгого перерыва станет международный турнир в Кемерово «
Газета Номер один
"Все правительство ждут бессонные ночи" - GazetaRB.RuАлексей Цыденов официально вступил в должность главы Бурятии и готов озвучить состав нового кабинета министров Церемония, как и было обещано, прошла без пышности, по-деловому.
22.09.2017 GazetaRB.Ru
Вячеслав Наговицын назначен сенатором от Бурятии - ИА Байкал-DailyПо информации «Байкал-Dailу», основная борьба за кресло сенатора развернулась между силами Вячеслава Наговицына и Иринчея Матханова Как стало известно «Байкал-Dailу»,
23.09.2017 ИА Байкал-Daily
Александр Богомоев одержал первую победу после долгого перерыва - ИА Байкал-DailyОн занял первое место на турнире «Шахтёрская слава» в Кемерово 22-23 сентября в Кемерово состоялся международный турнир по вольной борьбе «Шахтёрская слава».
24.09.2017 ИА Байкал-Daily
«Осенины» отметили в Улан-Удэ  (фоторепортаж) - ИА Байкал-DailyНачало осени отпраздновали в Этнографическом музее народов Забайкалья. Фоторепортаж с мероприятия – в материале «Байкал-Daily» 23 сентября в Этнографическом музее народов Забайкалья прошли народные гуляния «Осенины».
24.09.2017 ИА Байкал-Daily
В Иволгинском дацане проходит праздник Хамбо ламы Этигэлова - Газета Номер одинС 8 утра 24 сентября верующие имеют возможность получить благословение ламы С 8 утра 24 сентября верующие имеют возможность получить благословение Хамбо ламы Этигэлова.
24.09.2017 Газета Номер один