Заслуженный архитектор Бурятии не оценил новостройки в центре Улан-Удэ

Первый понедельник октября – всемирный день архитектуры. В преддверии праздника заслуженный архитектор Бурятии Владимир Бельгаев поделился с « Буряад унэн » мыслями о современной архитектуре Улан-Удэ

- Владимир Гомбожапович, какие самые яркие примеры строений, по вашему мнению, удачно вписываются в городской ландшафт, соответствуют современному стилю, а какие не очень?

- Мы говорим сегодня о празднике, но как иногда говорят праздник – время подведения итогов и надежд на исправление недостатков. Образцами действительно современного стиля, проявившегося не только в отделке, но и в организации внутреннего пространства, без оглядки на строительные нормы явились торговые комплексы «Саган морин» и «Peoples park».

К сожалению, не очень удачны с моей точки зрения крупные премьеры последних лет, например, Русский драматический театр, Учебный корпус БГУ. А в градостроительном плане настоящим скандальным сооружением явилась так называемая «Еврозона», «уничтожившая» своим масштабом и «модернистским» обликом фрагмент исторической среды «миленького городка» Верхнеудинска, - «изюминку» Улан-Удэ, ценную не столько как «бренд» для туристов, но и как память о прошлом. Историческая часть города - это настоящий музей прекрасных экспонатов, который посещают горожане и гости города, и который мы призваны и обязаны спасти.

- Интересно, как формировался облик города в прошлом, позапрошлом веках, была ли система взглядов, или город строился зачастую так же хаотично как сегодня?

- Усадьбы Верхнеудинска и Кяхты – это шедевры деревянного зодчества, украшающие до сих пор улицы наших городов. Возникает вопрос, как в отдаленных провинциальных городках России появлялись целые улицы прекрасной архитектуры, которые в наше время стали музеями под открытым небом в укор безликим современным постройкам с отделкой из дешёвых китайских материалов.

Объяснение простое. В то время, разрешение на постройку дома выдавалось только при наличии профессионального проекта.

Чертежи выбирали из «Альбома образцовых проектов», которые рассылали из Петербурга во все города и городки российской империи для обязательного использования с целью «упорядочения и красивого вида» улиц. «Образцовые проекты» по царскому указанию разрабатывали только известные русские архитекторы.

Разница между нашим временем и прошлым в том, что старая городская управа Верхнеудинска строго следила за результатом строительства: при нарушении «проекта» приставы с рабочими отправлялись сносить «неправильное» строение.

Не так давно бывший мэр города Г.Айдаев очень удивлялся, что в городе появляются улицы и кварталы с «самодеятельной» архитектурой – «деревни», как выразился мэр. Напрашивается вопрос: Кто и как руководит сегодня строительным процессом на городских территориях? И почему нет за этим процессом должного муниципального контроля?

- Как разные исторические периоды влияли на формирование облика Улан-Удэ?

- Бурятия приобрела статус республики в 1923 году. По мысли руководителей СССР, данный статус обязывал к быстрому развитию экономики этого отсталого края, к превращению столицы – уездного городка Верхнеудинска с населением 22 тысячи человек в крупный современный город.

Строительство в 20-х – начале 30-х годов крупнейших для того времени промышленных предприятий действительно преобразовало город по многим параметрам, в том числе, по занимаемой территории, по численности населения, а после принятия генерального плана в 1932-1934 годах и строительства новых жилых массивов и по архитектурному образу.

В 20-х – начале 30-х годов революционный по форме архитектурный стиль – «советский конструктивизм» отражен в облике Верхнеудинска, а с 1934 года Улан-Удэ, прежде всего в сооружениях промышленных предприятий и застройке их жилых массивов. Это, прежде всего - ТЭЦ, ПВРЗ (ныне ЛВРЗ), его «соцгород».

В этот праздник архитектуры и в связи с предстоящим юбилеем города возникает радужная надежда, что новое руководство города уделит большее внимание важному обстоятельству: памятники архитектуры, их среда – это «историческое поселение» в определенных границах, которому нужен особый статус и соответствующее отношение.

В этих границах важен и масштаб строений и высотные размеры (14 м до конька крыши), и характер архитектуры, и «видовые точки», и наконец, «исторический городской ландшафт». Это обстоятельство не требует больших средств, в большей степени важен контроль за реализацией «Проекта охранных зон памятников архитектуры г. Улан-Удэ», разработанного в 2009 году.

Архитектура России перенесла ряд потрясений. В этом проявилась зависимость архитектуры во все времена от состояния общества. Сначала в XIX веке власть капитала сменили классические ансамбли Петербурга на хаос каменных «дворов–колодцев». Затем пришел революционный «конструктивизм» с его аскетичной архитектурой, который дал повод для смены его на «сталинскую архитектуру», то есть на псевдоклассицизм.

Образцами этого стиля стали красивейшие здания Улан-Удэ: уникальный театр оперы и балета и здания формирующие площадь Советов и проспект Победы. Отдадим дань мастерам этой эпохи. Прежде всего, это – Л.К. Минерт и А.Р. Вампилов.

Экономика развивалась, и у архитекторов появилась возможность уделять больше внимания не только функциональной, но и образной стороне своих произведений. Правда, прошло 20 лет, пока новая архитектура дошла до Бурятии. В 1989 году молодой архитектор Э. Барюнаев впервые ввел в архитектуру Улан-Удэ атрибуты так называемого «постмодернизма» в своих зданиях нынешнего Росбанка и Сбербанка на ул. Терешковой и Центра стандартизации и метрологии на ул. Ключевской.

И, как говорится, и пошло и поехало. Правда принцип новой архитектуры «позволено всё» сдерживали в нашей небогатой республике ограничения в финансах и строительной базе. Стиль массовой архитектуры теперь можно охарактеризовать, как «функциональная архитектура с элементами постмодернизма», то есть архитектура «по старому с модной отделкой».

Архитектура в республике, как и в стране, развивается. Необходимо время для такого развития. Сейчас наверстывается упущенное в новых стилях и направлениях. Конечно, сегодня массовая архитектура – это во многом всего лишь копирование образцов из интернета. Но все больше и больше появляется в республике оригинальных проектных решений.

Огромный вклад в облик города вносят те архитекторы, кто работает над жилищной архитектурой. Если до недавнего времени строились только «точечные» дома, то в настоящее время становится больше жилищных комплексов с обслуживанием, и даже целых микрорайонов.


Ещё новости о событии:

Заслуженный архитектор Бурятии не оценил новостройки в центре Улан-Удэ - ИА Байкал-Daily
Первый понедельник октября – всемирный день архитектуры. В преддверии праздника заслуженный архитектор Бурятии Владимир Бельгаев поделился с « Буряад унэн » мыслями о современной архитектуре Улан-Удэ - Владимир Гомбожапович,
13:13 03.10.2013 ИА Байкал-Daily - Улан-Удэ
Борис Миронов: "Котёл народного гнева уже закипает" - Здравствуйте, Борис Сергеевич.
12:40 03.10.2013 Moy-Ulan-Ude.Ru - Улан-Удэ
 
По теме
Из улан-удэнской многоэтажки сегодня спасли людей - ГТРК Бурятия 14 человек, в том числе четверо детей, едва не пострадали Фото: скриншот Днем на центральный пункт пожарной связи поступило сообщение о задымлении в многоквартирном доме по улице Толстого в Советском районе.
ГТРК Бурятия
Выставка ко Дню космонавтики - Национальная библиотека Ко Дню космонавтики в читальном зале Национальной библиотеки проходит книжная выставка «Открыты нам небесные просторы».
Национальная библиотека