Фото: baikalfinans.com
В прошлом году мерами господдержки были охвачены свыше 6 600 компаний. За 11 месяцев 2017 года экспорт продукции автомобилестроения вырос на 35 проц к аналогичному периоду 2016 г. ($2 664 млн к $1 978 млн), прежде всего за счет поставок спецтехники, легковых автомобилей и комплектующих. Почти половина российского экспорта продукции автомобилестроения направлена в страны СНГ, 22 проц - в Африку, 13 проц - в Восточную Европу и 5,5 проц - в страны АТР.
Экспорт продукции железнодорожного машиностроения за этот же период вырос на 35 проц ($322 млн к $239 млн). Основным направлением экспорта выступают страны СНГ (68 проц), Восточной Европы (11 проц), Иран (9 проц), Куба (7 проц) и Монголия (5 проц).
Поставки продукции сельхозмашиностроения за 11 месяцев 2017 года возросли на 24 проц ($99 млн к $80 млн). Основные направления - страны СНГ (76 проц), Европа (13 проц) и Восточная Азия (9 проц).
Результаты проверок Счетной палаты свидетельствуют о значительном расширении как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки. Основными инструментами нефинансовых мер господдержки являются: информационная и консультационная поддержка, организация участия экспортеров в выставках и бизнес-миссиях, компенсация затрат на транспортировку продукции, ее сертификацию и патентование.
В 2017 году к организации конгрессно-выставочных мероприятий за счет субсидий из федерального бюджета привлечен Российский экспортный центр (РЭЦ). В результате в них приняло участие 683 участника внешнеэкономической деятельности, организовано 412 стендов (в четыре раза больше плана). В 3,5 раза увеличилось количество организаций АПК, участвующих в выставках.
Разработан бренд российского несырьевого экспорта «Сделано в России». К концу 2017 года прошли сертификацию 114 партий продукции, 12 экспортерам выданы разрешения на применение знака «Сделано в России».
Минпромторгом России в 2017 году заключены соглашения со 131 организацией на компенсацию их затрат на патентование. Это дало возможность экспортерам подать заявки на получение 198 товарных знаков, 82 заявок на международную регистрацию изобретения и 507 заявок на регистрацию изобретений в национальных патентных ведомствах.
Выдан 481 сертификат свободной продажи 118 экспортерам. Объем поддержанного таким образом экспорта составил $311,78 млн. География поддержанного экспорта – более 40 государств.
Меры финансовой поддержки экспорта реализуются Внешэкономбанком, Росэксимбанком, а с июня 2017 года – иными коммерческими банками, получившими в 2017 году 263 млн руб на снижение процентной ставки. Объем кредитов, выданных Росэксимбанком экспортерам в 2017 году, составил 53,9 млрд руб. Это 67 проц планового показателя, но на 17,75 млрд руб больше объема кредитов, выданных в 2016 году. При этом расширилась линейка кредитных продуктов.
Незначительной в объеме получателей мер финансовой поддержки остается доля субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе из-за длительности принятия решений о получении субсидий.
Пока не удалось реализовать оформление экспортных лицензий полностью в электронном формате.
В 2017 году объем потребности экспортеров на компенсацию своих затрат на сертификацию продукции оказался выше запланированных бюджетных ассигнований на 537 млн руб, на транспортировку экспортируемой продукции – на 1,8 млрд руб.
Счетная палата отмечает, что целый ряд вопросов остаются неурегулированными и требуют доработки. Так, нормативно не закреплены понятия «несырьевой неэнергетический экспорт» и «несырьевой энергетический экспорт», методы и способы расчета и оценки этих показателей, а также критерии отнесения товаров к той или иной категории. В отсутствие нормативного закрепления указанных понятий остается нерешенным вопрос сопоставимости соответствующих статистических данных федеральных органов исполнительной власти и Российского экспортного центра.
Требуется доработка правил субсидирования затрат организаций на транспортировку экспортируемой продукции и ее сертификацию. Необходимо исключить дублирование функций и услуг, оказываемых экспортерам в регионах центрами поддержки экспорта и представительствами Российского экспортного центра. Установить порядок их взаимодействия.
Функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минсельхоз России) и Российского экспортного центра по обеспечению выставочно-ярмарочной поддержки экспортеров, а также организации и проведению бизнес-миссий целесообразно объединить, а саму поддержку обеспечить в формате «одного окна». Информация о мерах государственной поддержки экспортеров, представленная в различных государственных информационных системах, носит разрозненный характер и нуждается в систематизации и интеграции.
Источник: Байкал Финанс
15.02.2018 12:00