Напомним, год назад свердловское УФССП обязало буддийскую общину на Качканаре покинуть монастырь «Шад Тчуп Линг». Суд постановил, что у неё нет оснований занимать землю, которая находится в федеральной собственности. Кроме того, этот участок находится в разработках Качканарского месторождения железной руды. Виды на него имеет местный горно-обогатительный комбинат, входящий в «Evraz Group». Компания предложила буддистам «переехать» на соседнюю гору Мохнатка.
Тогда же в ведомстве заявили, что основатель общины Михаил Санников ( лама Санье Тензин Докшит – прим. ред .) неоднократно получал уведомление о добровольном сносе религиозных построек. Такое решение было принято ещё летом 2014 года. Истцом выступил департамент лесного хозяйства. Должник этих требований не выполнял, заявили приставы, за что его и привлекли к административной ответственности.
Безуспешные попыткиСам храм находится высоко в горах. Добраться до него можно только пешком, преодолев более 8 километров по скалам. В УФССП по Свердловской области признали, что это значительно осложняет снос.
Между тем, по данным агентства «Росбалт» , буддисты безуспешно пытались зарегистрировать землю и сооружения с 2001 года. Они даже обращались за помощью к президенту страны Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву.
- Сначала мы зарегистрировали религиозную организацию. Затем неоднократно пробовали оформить землю под монастырём, но администрация Качканара игнорировала запрос о её предоставлении в безвозмездное пользование. В 2004 году мы вновь направили в мэрию запрос и получили ответ, что пользователь недр – КГОК ( Качканарский горно-обогатительный комбинат – прим. ред .) «Ванадий» – не согласовывает отвод земельного участка. Тогда они ещё не имели прав на месторождение, которое находится рядом с нашей землёй. Следовательно, согласования с ними не требовалось, – поделился с изданием президент местной религиозной организации Александр Березин.
Буддисты рассказали: ситуация вокруг монастыря может привести к религиозному скандалу. На территории их общины есть две ступы – самодельно возведённые сооружения, считающиеся святыней. В них заложены реликвии, подаренные буддийскими ламами из Калмыкии, Монголии и Бурятии.
- Разрушение ступ с древнейших времен считается одним из страшнейших святотатств и приравнивается к пролитию крови Будды, – подчеркнул Березин.
«Оставьте монастырь в покое»Вскоре на защиту храма встал известный российский музыкант Борис Гребенщиков, который является последователем буддизма.
- Единственный на Урале буддийский монастырь, находящийся на священной издревле горе Качканар, собираются сносить. Специалисты говорят, что это не обусловлено никакой рабочей необходимостью, а просто удобно чиновникам. Однако разрушение священных построек приносит только вред всем. Пожалуйста, ради блага всех существ, оставьте монастырь в покое, – написал он на своей страничке в Facebook.
А вскоре стало известно, что власти Свердловской области решили повременить со сносом религиозной постройки. Как сообщал «Коммерсант» , губернатор региона Евгений Куйвашев поручил руководителю своей администрации Сергею Пересторонину создать рабочую группу для обсуждения вопроса о сохранении храма.
Спустя полгода стало известно: монастырь «Шад Тчуп Линг» всё-таки снесут. В августе СМИ сообщили, что соответствующая смета составлена и уже ведётся поиск подрядчика на выполнение работ. Обитель обязали разрушить до 1 ноября.
На «круглом столе», который состоялся в Совете Федерации в октябре, член Общественной палаты Пермского края Светлана Аристова назвала сложившуюся ситуацию неуважением к монахам, сообщало РИА Новости .
- Со стороны это выглядит достаточно нехорошо, некрасиво по отношению к буддистам, к тем монахам, которые там обосновались и в течение двадцати лет исповедуют эту религию, – отметила она.
Светлана Аристова попросила о помощи главу Совета при президенте по правам человека Михаила Федотова, отметив, что это «очень беспокоит жителей Свердловской области и Пермского края». Занять соседнюю гору – Мохнатку – монахи, по её словам, не могут, поскольку разбирать ступы для переезда нельзя.
- Именно это влечёт за собой очень серьёзные последствия, – считает Аристова.
Федотов, в свою очередь, отметил, что «это очень тревожная информация» и попросил общественницу предоставить подробные материалы по ситуации.
В буддийской традиционной Сангхе России отметили, что члены общины изначально должны были получить разрешение на строительство монастыря. Что касается ступ, переносить их позволяется в другое место только при особых обстоятельствах.
- Разрушать субурганы нельзя, а переносить их можно лишь в исключительных случаях и то перед этим необходимо провести специальный обряд, – пояснил тогда infpol.ru пресс-секретарь Сангхи Тубдэн-лама.
«Сделать что-то полезное»В итоге со сносом монастыря решили повременить до весны. Однако после нескольких месяцев затишья вокруг «Шад Тчуп Линг» вновь разгорелся скандал. Очередную статью, посвящённую этой истории, опубликовала «Комсомольская правда в Екатеринбурге» .
Издание напоминает: священная обитель на Урале появилась более 20 лет назад. На эти земли ветеран Афганской войны Михаил Санников пришёл по наставлению своего учителя. По задумке, буддисты должны были разместиться точно в центре между двумя другими храмами. Один из них – «Гунзэчойнэй» – находится на Западе в Санкт-Петербурге, другой – на востоке, в Бурятии. Однако теперь «Шад Тчуп Линг» больше не тихое уединённое место, где послушники обретают нирвану. Познать дзен буддистам мешают добытчики руды.
Чиновники, сотрясая кулаком, уверяют: храм построен незаконно, да и ещё на месте месторождения титаномагниевых руд. Сам лама Докшит поначалу решил встать на защиту монастыря, вспомнив боевое прошлое, и даже грозился позвать на оборону родного места однополчан. Но затем решил действовать мирным путём, предупредив, что снос будет актом вандализма и оскорблением чувств верующих. Правда, суд такие слова буддистов не сильно впечатлили. И приставы раз за разом настаивали: члены общины должны сами разрушить обитель.
Правда, все угрозы Михаил Санников пропускал мимо ушей. Лама раскусил систему: за отказы сносить священную храм ему приходят только штрафы в тысячу рублей после каждого постановления суда. Поэтому, заняв надёжную оборону, община продолжала возводить религиозные объекты, достраивая монастырь.
- Мы поставили шестиметровую статую Будды. Я сам лепил её два месяца. Строительный сезон маленький, а хочется многое успеть. Нам неинтересно, что решат чиновники. Мы хотим сделать в этой жизни что-то полезное. А пока всех этих разрешений дождёшься, можно и помереть, – рассказал он «Комсомолке».
На Качканаре завершается и строительство новых священных ступ, которым поклоняются буддисты. Уже сейчас на территории «Шад Тчуп Линг» есть три таких сооружения, в скором времени рядом с ними должны появиться еще шесть таких же.
- А 28 февраля мы будем праздновать тибетский Новый год, – говорит член общины Мария. – Приглашаем всех желающих. У нас будет праздник и конкурсы.
Но праздновать буддистам осталось недолго. После установления священной статуи приставы выдвинули ламе Докшит новый ультиматум.
- По постановлению суда Михаил Санников должен снести монастырь до 1 апреля этого года, – пояснил изданию начальник Качканарского отдела судебных приставов УФССП по Свердловской области Сергей Помещенко. – Иначе в апреле начнётся поиск подрядчика, который возьмётся за это. Смета для него уже определена и заказчик – департамент лесного хозяйства Свердловской области – её одобрил.
Подрядчику по утверждённой смете выделят 1 миллион 600 тысяч рублей. Остаётся вопрос – найдётся ли организация, готовая сравнять с землёй священное место, заключает автор статьи.
Артемий ИвановФото: vk.com / группа "Буддийская община "Шад Тчуп Линг"