Памяти мастера буддийского искусства Бурятии

Фото: www.newbur.ru

Памяти мастера буддийского искусства Бурятии

27 апреля в музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова (Национальный музей РБ) открылась выставка «Суута багшын соло. Гимн великому учителю» к 140-летию выдающегося ламы-философа Янгажинского дацана, скульптора и архитектора Санжи-Цыбик Цыбикова (1877 - 1934) и его школы буддийской скульптуры.

В экспозиции представлена полная коллекция работ самого мастера и учеников его школы. Впервые экспонируются документы, фотографии, проекты сумэ, дуганов Янгажинского дацана конца XIX – начала ХХ веков.

«Дацанское искусство»

В советское время в Бурятии «дацанское искусство» было закрытой темой. Большая часть дацанов была уничтожена, а вместе с ними и произведения буддийского искусства. Многие предметы культа были вывезены за пределы Бурятии, часть утрачена. Буддийская коллекция музея собрана из разрушенных дацанов в 30-е годы ХХ века. Основная часть буддийских скульптур вывезена из Янгажинского дацана.

Впервые буддийские произведения искусства из Бурятии экспонировались в Москве в 1970 году на выставке «Буддийское искусство Бурятии ХVIII – начала ХХ вв.». Затем выставка открылась в Улан-Удэ, после этого началось изучение буддийских коллекций, научная атрибуция предметов. Музейными сотрудниками – хранителями Ж.Ж. Жабоном и Н.Б. Бадлаевой была собрана информация о бурятских мастерах.

В 1963 году была опубликована совместная статья знатока-краеведа Г.Л. Ленхобоева и буддолога К.М. Герасимовой «Материалы о народных умельцах Оронгоя». В статье впервые упоминается имя скульптора, архитектора, руководителя строительными работами ламы Янгажинского дацана Санжи-Цыбик Цыбикова.

Расцвет бурятского культового искусства приходится на конец XIX – начало ХХ вв. Образцами этого блестящего периода бурятской иконографической культуры являются скульптурные произведения «Уран дархана» С-Ц. Цыбикова и его учеников. Лама -философ по образованию, художник Cанжи-Цыбик Цыбиков прожил недолгую, но яркую жизнь.

Магическое действие

С-Ц. Цыбиков был родом из улуса Очир-Булаг, что недалеко от села Верхняя Иволга. Был хувараком Янгажинского дацана, где завершил учебу в цаннит-дацане (философский факультет), получил звание гэбши, а затем габжа, то есть был философом, имел самое высокое звание, которое можно было получить в бурятских дацанах.

Затем он стал заниматься художественной резьбой, скульптурой и строительным делом. Вокруг себя собрал народных умельцев, мастеровых, которые впоследствии составили его знаменитую школу.

В общее дацанское обучение входили занятия по теории искусств, иконографии, канонам, поэтому мастер разбирался в канонах буддийского искусства, сам мог произвести расчеты и прочертить схемы изображения тех или иных божеств. Он знал модули – меры, основывающиеся на размерах ладоней и пальцев (ангулах), и, главное, обучал этому своих учеников.

Выполнять изображения божеств являлось магическим действом. Без духовного посвящения его нельзя было выполнить, надо было иметь как бы «допуск» к изображению священных образов. Иконописью и скульптурой могли заниматься только люди из ламского сословия, посвященные в особый ритуал.

Многие художники пользовались готовыми руководствами, так называемыми «тик», на тибетском языке – тик-за-чан-дел, а на монгольском – tigei nom, с точными расчетами и схемами изображения разных классов божеств (системы аштатала, даштатала), восходящие к древнеиндийским трактатам по иконометрии, а также к традициям Калачакра- и Самвара-тантры. Кроме этого, существовали готовые трафареты-образцы, прориси божеств. Не все мастера владели тибетским языком, да и сложно было разобраться в чертежных схемах и расчетах. Поэтому большая часть народных мастеров копировали готовые образцы под руководством опытных лам-зурашинов. Работы, не отвечающие требованиям канона, уничтожались, так как предполагалось, что они могут навредить не только художнику и заказчику, но и всему дацанскому приходу.

Главными помощниками-скульпторами выдающегося мастера были Гарма Ленхобоев, братья Даши и Мунко Санжиевы, Жимба Жамбаин, Даба Жамсаранов и др. Всего в школе насчитывалось около 30-ти мастеров. В полном составе школа собиралась во время выполнения большого заказа или сооружения монументальных скульптур.

C-Ц. Цыбиков был человеком высокого роста, аскетического вида, по характеру спокойным и сдержанным, немногословным, неприхотливым в быту, но очень требовательным в творчестве. Современники отмечали его душевную щедрость, доброту, уважительное отношение к людям. В семье племянницы Норбо Гармаевны Энкеевой сохранилась его единственная фотография, где он сидит с ламами и прихожанами Янгажинского дацана.

Творения мастера

Главным творением мастера можно считать скульптурный ансамбль Янгажинского дацана конца ХIХ – начала ХХ века. Этот дацан считается уникальным, так как весь монастырский комплекс с девятью храмами-дуганами, с интерьерами и внешним декором, скульптурными и живописными произведениями был построен и оформлен мастерами янгажинского прихода, в народе известными как «оронгойские», по названию местности.

Наиболее известной из скульптурных работ мастера и почти легендарной считается колоссальная статуя Будды Грядущего Майдари. Для изготовления этой статуи из кедрового урочища близ Иволги везли деревья на 20-ти подводах.

Буддийские скульптуры внутри изготавливали полыми, чтобы потом заполнить эту пустоту, превратить статую в магическую реальность. Поклоняясь божеству, верующий видел не только внешнюю оболочку, но и внутреннюю культовую суть. Множество ритуальных текстов, даров, шелковых шарфов-хадаков, зерен, благовонных трав, полудрагоценных камней было вложено внутрь скульптуры Майдари. Статуя была раскрашена минеральными красками, позолочена, затем была освящена и превратилась в святыню всего прихода, в воплощение Будды Грядущего. Верующие, обращаясь к нему, вступали в прямой контакт с божеством и могли просить его о покровительстве и помощи. Сохранилась фотография этого монумента, имевшего 16-метровую высоту и стоявшего в специальном храме – Майдарин сумэ. Голова Майдари находилась на уровне 3-го этажа этого сумэ. Религия и философия позволили буддийским художникам создать образ, полный необычайной одухотворенности и жизненной силы.

Восстановление утраченного

За свою недолгую жизнь мастер успел сделать многое, его творческая активность была феноменальной. Он работал не только для Янгажинского дацана, но и для Хамбын Хурэ (Тамчинского, или Гусиноозерского дацана), по заказу которого он создал великолепную композицию Деважина (Западный рай – «чистую землю» Будды Амитабхи).

Время пощадило один из уникальных скульптурных комплексов – объемную мандалу Дхьяни-Будды Сарвавид (Всеведущего) Вайрочаны (санскр.), или Гунриг (бур.), выполненную в дереве мастерами во главе с С-Ц. Цыбиковым для сумэ Гунриг Янгажинского дацана. Мандала Будды Вайрочаны считается одной из древнейших мандал индийского происхождения и относится к классу йога-тантр. Известно, что обитель этого божества – страна Акаништха (санскр.) считается высшей и наиболее совершенной из миров. О значимости и популярности этого культа в бурятском буддизме говорит то, что в 23 дацанах дореволюционной Бурятии имелись сумэ Гунриг. Прижизненное поклонение божествам мандалы дает спасение душе умершего от плохих перерождений, может изменить неблагоприятную карму и дать возможность перерождения в райских «чистых землях» в разных сторонах космического пространства.

В музей-комплекс мандалы Гунриг попал в неполном составе, из 37 фигурок сохранилось 35, сильно поврежденных, с утратами фрагментов, атрибутов. Сохранилась танка Янгажинского дацана «Мистический цикл 37 божеств мандалы Гунриг», что указывает на распространенность этого ритуала в дацанах. К нему имелись специальные тексты ритуалов – сокшоды.

В начале 80-х годов ХХ века фигуры мандалы были отреставрированы реставратором из Государственного Эрмитажа (г. Ленинград) М.Н. Лебель. Комплекс атрибутирован при консультации Хамбо-ламы Ж. Эрдынеева, созданы фотоальбом и макет реконструкции этого памятника, тибетологом Д. Дашиевым был сделан перевод обрядовой тантры Сарвавид татхагаты из тибетских текстов.

В 1998 году в Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова открылась выставка «Буддийское искусство», где впервые в большом количестве стали экспонироваться авторские работы С-Ц. Цыбикова и учеников его школы. Почти полностью был выставлен комплекс мандалы Гунриг, затем триада Будд долголетия: Белая Тара, Аюша и Зугдэр Намжилма, фигура грозного защитника веры Жамсарана с редким иконографическим изображением его горной обители – Жамсаранай орон.

Триада Будд долголетия является не только единым иконографическим комплексом, но единым и по стилю исполнения, и по той духовной наполненности и силе, которая объединяет эти фигуры в общий ансамбль. Особое внимание привлекает образ Будды Аюши (Амитаюс – санскр.), выполненный по самым высоким требованиям иконографических канонов, представляющий высший эталон мастерства художника. По силе художественного обобщения, по технике и пластике изображения красоты именно мужского божества, по выразительности черт лица узнается особый стиль художника-философа.

По воспоминаниям современников, в центральном храме дацана находилась посмертная скульптура ширээтэ (настоятеля) дацана Лубсан-Ниндага Банзаракцаева, который с 1880-го по 1902 годы возглавлял дацан и внес неоценимый вклад в его развитие. Его называли «Бурхан-лама» и очень уважали. Скульптура была выполнена С-Ц. Цыбиковым.

Особо почитаемыми в северном буддизме были образы учителей – знатоков и распространителей Учения. Наиболее чтимым из них был образ Чже Цзонхавы (1357 - 1419), великого религиозного деятеля буддизма Тибета, создавшего школу «Ге-луг-па» («идущие по пути добродетели»). Культы самого Цзонхавы и триады «Цзонхава с учениками Жалсап-чже и Хайдап-чже» были широко распространенны в Бурятии.

В музейной коллекции из Янгажинского дацана имеется несколько образов Цзонхавы и группы «Цзонхава с учениками». Наиболее ранней работой С-Ц. Цыбикова считается скульптурный портрет Цзонхавы из дерева, с тонкой проработкой деталей и изысканной орнаментальной росписью.

Великолепная триада «Зонхава с Жалсаб-жи и Хайдаб-жи (бур)», по сведениям Книги поступлений, принадлежала Хамбо Ламе Даши-Доржо Итэгэлову (1852 - 1927). По стилевым особенностям эти скульптуры близки к работам самого мастера С-Ц. Цыбикова. Можно смело предположить, что мастер выполнил скульптуры по особому заказу Хамбо Ламы или в дар своему учителю.

К авторским работам мастера можно отнести фигуры богини милосердия Белой Тары, Бодхисаттвы беспредельного сострадания Четырехликого Авалокитешвары, Будды Грядущего Майтрейи, Будды созерцания Вайрочаны, которые близки по технике исполнения, пластическому рисунку, пропорциональности форм и по той одухотворенности и возвышенности образов, характерных для его творений.

Самым плодовитым периодом творчества художника были 10 - 20-е годы ХХ века, когда он становится зрелым мастером и блестящим скульптором, когда созданная им школа мастеровых становится известной далеко за пределами своего края.

Мастера его школы, кроме резьбы по дереву, владели техникой папье-маше, сложной по технологии. Вырезанную из дерева скульптуру оклеивали тканью, сверху наносили слой бумаги, измельченной и перемешанной с растительным клеем, а затем обмазывали глиной с клеевым связующим, изготовленным из отвара корней некоторых растений. Такая смешанная техника давала возможность художнику делать более тонкую проработку мелких деталей и отдельных фрагментов. В одном произведении могли использоваться разнообразные материалы и техники: для атрибутов, деталей украшений использовалась глина, смешанная с мелом, мелким песком или древесной пылью, а для хрупких деталей использовали жесть, прочеканенную медь или серебро.

В скульптурных работах его учеников сильна фольклорная традиция: в изображениях популярных богов долголетия, богатства, покровителей домашнего очага заметны черты сказочных бурятских баторов.

Трагичные 30-е годы

Трагическим был последний период жизни С-Ц. Цыбикова. Мрачные события 30-х годов ХХ века, периода репрессий, коснулись и его. Он уже не был в дацане, в основном жил в улусе Очир Булак, работал в коммуне «Улан Туя» в качестве плотника, столяра, кузнеца, изготавливал обычную бытовую утварь. Известно, что он получал заказы от сельсовета и Краеведческого музея, в фондах которого сохранились скульптурный портрет В.И. Ленина, небольшие скульптурные изображения генерал-губернатора, градоначальника и нойона.

В 1931 году ночью его увезли в тюрьму города Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ), где он просидел с другими ламами один месяц. Как рассказывают очевидцы, С-Ц. Цыбиков постоянно молчал, ни с кем не общался. В конце концов он остался в камере один, все остальные ламы были расстреляны. Документы Цыбикова исчезли, его вынуждены были отпустить домой. В 1934 году мастер ушел из жизни.

По верованию буддистов считается, что самое благоприятное перерождение – в мире людей, самой лучшей профессией – профессия художника и скульптора, ибо они творят лики и образы богов.

Светлана Бардалеева, заслуженный работник культуры Республики Бурятия

 
По теме
 
1 - Национальная библиотека 24 мая в Национальной библиотеке прошла лекция известного путешественника, писателя, автора 50 книг Антона Кротова, посетившего все регионы России и 109 стран мира.
25.05.2018
1 - БГСХА им. В.Р. Филиппова Концерт народного ансамбля песни и танца Академии «Раздолье» - лауреата многочисленных конкурсов республиканского, Всероссийского и международного масштаба – состоялся 24 мая в концертном зале Академии.
25.05.2018
 
посвященный юбилею прославленного композитора Пурбо Дамиранова Один из самых известных и популярных профессиональных композиторов республики, автор около пятисот песен, отмечает свое шестидесятилетие.
24.05.2018
При поддержке «Сибирского цемента» в музее-заповеднике «Красная горка» проходит выставка «НЕРЕАЛизованные проекты архитекторов» - Buryatiya.Com НИА-Бурятия Компания «Сибирский цемент» оказала финансовую помощь в организации выставки «НЕРЕАЛизованные проекты архитекторов».
24.05.2018
 
Международный день музеев 2018 - ВСГАКИ 18 мая 2018 года, как и все международное музейное сообщество, студенты-музеологи ВСГИК отметили профессиональный праздник – Международный день музеев.
24.05.2018
 
???????????????????????????????????? - Национальная библиотека 17 мая 2018 года в межпоселенческой центральной и Петропавловской детской библиотеках состоялась ежегодная Всероссийская акция «Библионочь», которая стала запоминающимся событием в культурной жизни района.
23.05.2018
Житель Бурятии изнасиловал беременную односельчанку - Газета Номер один Чтобы жертва молчала, насильник избивал ее, угрожая лопатой Вечером 6 мая в одном из сел Бурятии по дороге домой женщина, находящаяся на последних сроках беременности, встретила местную компанию молодых людей.
25.05.2018 Газета Номер один
На преступление его толкнул карточный долг Днем 22 мая в ломбард в Железнодорожном районе Улан-Удэ зашел неизвестный и под угрозой применения ножа отнял у сотрудниц 30 тысяч рублей.
25.05.2018 Газета Номер один
«Жертва» косарей-гомосексуалов заявила об очередном сексуальном преступлении Следственный комитет Бурятии возбудил уголовное дело в отношении 29-летней жительницы Еравнинского района, подозреваемой в заведомо ложном доносе,
25.05.2018 Газета Номер один
1 - БГСХА им. В.Р. Филиппова Концерт народного ансамбля песни и танца Академии «Раздолье» - лауреата многочисленных конкурсов республиканского, Всероссийского и международного масштаба – состоялся 24 мая в концертном зале Академии.
25.05.2018 БГСХА им. В.Р. Филиппова
1 - Национальная библиотека 24 мая в Национальной библиотеке прошла лекция известного путешественника, писателя, автора 50 книг Антона Кротова, посетившего все регионы России и 109 стран мира.
25.05.2018 Национальная библиотека
Оргкомитет X фестиваля «Голос кочевников», который пройдет в Бурятии 20-21 июля в туркомплексе «Степной кочевник» (село Ацагат в 50 км от Улан-Удэ), завершает формирование списка участников.
22.05.2018 Байкал Финанс
В истории культуры Бурятии есть примеры, когда «валить» становится единственным спасением На примере выходцев из театра пластической драмы «ЧелоВЕК» можно сделать вывод о том,
19.05.2018 Газета Номер один
0WQqU5cLK9c - БГУ С 6 – 11 мая в Краснодарском крае, в городе Анапа (п. Сукко) во всероссийском детском центре «Смена» прошел всероссийский фестиваль "На спорте-2018", который организовала Ассоциация студенческих спортивных клубов (АССК) России.
25.05.2018 БГУ
"Кожаный мяч 2018" - ТК Тивиком Турнир среди детских команд проводится по всей стране уже 50 лет. За право представлять республику на соревнованиях сибирского федерального округа,
25.05.2018 ТК Тивиком
С 3 по 5 мая 2018 г. в КСК с. Петропавловка проводилось   открытое первенство Джидинского района по боксу, посвященное 80-летию Почетного гражданина Республики Бурятии и Джидинского района,
24.05.2018 Газета TV Дубль
Апрель-май месяцы выдались насыщенными на шахматные мероприятия. 24 апреля нас пригласили на открытие шахматного клуба в г. Гусинооозерск.
24.05.2018 Газета TV Дубль
В г. Гусиноозерск 12 мая  прошло официальное первенство Республики Бурятия  по армрестлингу,  где  проходил отбор  сильнейших армрестлеров на чемпионат Сибирского Федерального округа.
24.05.2018 Газета TV Дубль
Власти Бурятии планируют создать транспортно-логистический центр на станции Тальцы - Газета Номер один Соглашение об этом глава республики подписал с РЖД и компанией «СГ-транс» 24 мая в рамках Петербургского международного экономического форума правительство Бурятии,
25.05.2018 Газета Номер один
В Улан-Удэ состоялось закрытие турнира «Кожаный мяч - 2018» - ГТРК Бурятия Сегодня, 25 мая, на стадионе спортивного центра «Юность» состоялось торжественное закрытие финальных игр городских соревнований по футболу «Кожаный мяч - 2018» на призы Улан-Удэнского городского Совета депутатов.
26.05.2018 ГТРК Бурятия
Накануне около 22 часов на подстанции «Бурводстроя» произошла авария. Фото: ulanude.bezformata.ru Электроэнергия отключилась на улицах Иволгинской, Баргузинской, Кабанской и Дорожной,
25.05.2018 ГТРК Бурятия