Вопрос: Так как я являюсь пенсионером, часто посещаю комиссионные магазины. Хотел бы узнать каковы особенности продажи товаров, бывших в употреблении?
Анатолий Дмитриевич Комиссаров
Ответ: Информация о бывших в употреблении товарах должна, в частности, содержать сведения о состоянии товара, имеющихся в нем недостатках, проведенных в отношении товара санитарно-противоэпидемических мероприятиях, технических характеристиках (для технически сложных товаров), назначении товара и возможности использования его по назначению или для иных целей.
Сведения, характеризующие состояние бывшего в употреблении товара, в том числе его недостатки, указываются на товарном ярлыке.
В случае, если к продаже предлагается бывший в употреблении товар, в отношении которого должна быть предоставлена информация о подтверждении его соответствия установленным требованиям, сроке годности или сроке службы, однако такая информация отсутствует, продавец при продаже указанного товара обязан информировать покупателя о том, что соответствие товара установленным требованиям должно быть подтверждено, на него должен быть установлен срок годности или срок службы, но сведения об этом отсутствуют.
Не подлежат продаже бывшие в употреблении изделия медицинского назначения, лекарственные средства, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, бельевые изделия швейные и трикотажные, чулочно-носочные изделия, посуда разового использования.
Бывшие в употреблении товары должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр товаров, рассортировку их по видам и степени утраты потребительских свойств, проверку качества (по внешним признакам), работоспособности товара, комплектности, а также наличия необходимой документации.
В случае, если к продаже предлагаются бывшие в употреблении товары, в отношении которых в соответствии с санитарными правилами должны быть проведены санитарно-противоэпидемические мероприятия (чистка, стирка, дезинфекция, дезинсекция), однако документы, подтверждающие их проведение, отсутствуют, продавец обязан провести указанные мероприятия в процессе предпродажной подготовки товаров.
Предлагаемые для продажи бывшие в употреблении товары должны быть сгруппированы по видам.
При передаче технически сложных бытовых товаров, бывших в употреблении, покупателю одновременно передаются (при наличии у продавца) соответствующие технические документы (технический паспорт или иной, заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации), а также гарантийный талон на товар, подтверждающий право покупателя на использование оставшегося гарантийного срока.
Покупатель, которому продан бывший в употреблении товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, к товарам, не бывшим в употреблении.
Вопрос: Если нарушен срок изготовления мебели, могу ли я отказаться от исполнения договора?
Ответ: В соответствии п. 1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуг) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуг) потребитель по своему выбору вправе:
- назначить исполнителю новый срок;
- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшение цены за выполнения работы (оказания услуги);
- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказание услуг).
Согласно п. 5 ст. 28 Закона в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги).
В случае неудовлетворении требований изготовителем в добровольном порядке Вы вправе обратиться в суд, предъявив иск по своему месту жительства, по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (ст. 17 Закона).
Также Вы имеете право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем своих обязательств в соответствии ст. 15 Закона. Размер этой компенсации определяется судом при наличии вины со стороны причинителя вреда (ответчика), не зависит от размера возмещения имущественного вреда, стоимости услуги и должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий (ст. ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ).
Вопрос: Купила детские сапоги по подарочному сертификату. Однако сапоги не подошли по размеру. Обратилась в магазин, что бы обменять на размер больше, но мне было отказано, потому что в подарочном сертификате указано что «товар, приобретенный по сертификату, обмену и возврату не подлежит». Законно мне отказали в обмене или нет?
С уважением, Алена.
Ответ: Вами были приобретены детские сапоги по подарочному сертификату, в котором указаны условия договора, ущемляющие права потребителя, что является недействительностью условия договора согласно п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии п. 1 ст. 25 Закона является нарушением требований, предписывающего, что «потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации». На основании Закона Вы имеете полное право обменять приобретенные детские сапоги.