Выступления в рамках четыреста двадцать девятого заседания Совета Федерации 14 февраля 2018 года

Мархаев СФ
Фото: burkprf.ru

В.М. Мархаев , член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Иркутской области.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»…

В.М. Мархаев.  …(это те законы, которые мы с вами сегодня будем рассматривать) являются, по сути, звеньями одной цепи, а именно продление срока и расширение границ «амнистии капиталов». Преследуя, на первый взгляд, благую цель – возврат капиталов в Россию (мы понимаем, в чем было предложение), оба закона позволяют уклониться от административной и уголовной ответственности лицам, которые на протяжении 20 лет грабили нашу страну и увозили за рубеж награбленный капитал, развивая экономику нашего потенциального противника.

Теперь же, прижатые минфином США посредством «кремлевского списка», эти дельцы срочно перебрасывают активы обратно в Россию, требуя при этом не только уголовной, но и налоговой амнистии. Где совесть? Где элементарная мораль? Как можно быть настолько циничным, чтобы требовать себе преференции в данной ситуации? В данном случае мы теряем краеугольный принцип уголовного законодательства – неотвратимость наказания за совершенное преступление. Принимая этот законопроект, своими руками, мы сами становимся соучастниками совершенных и способствуем совершению в будущем указанных выше преступлений, ведь нет никаких гарантий, что в будущем наши уважаемые коллеги из парламентского большинства опять не захотят внести изменения в определенные статьи и сроки.

Исходя из собственных прихотей, эти лица требуют внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, извращая принцип налогообложения. Эти лица обязаны вернуть награбленные и вывезенные капиталы из страны без всяких оговорок, а степень административной, уголовной и налоговой ответственности должен определить суд.

Три года назад была объявлена амнистия капитала, дающая возможность вернуть деньги из офшорных зон без объяснения способов появления таких сумм, но за это время мы не увидели существенного притока капитала из-за рубежа, мало нашлось желающих вывести свои деньги из офшорных зон, перевести их в Россию и вложить в российскую экономику. Планировалось вернуть порядка 500 миллиардов в 2014 году, а в итоге получили лишь 6 млрд. рублей в год. Это всего лишь одна сотая от намеченных показателей. Путем принятия данного законопроекта это тем более не получится. Сейчас мы вновь в спешке пытаемся спасти капиталы некоторых привилегированных граждан, попавших под зарубежные санкции, но их процент составляет мизерную часть от тех средств, которые ходят за границей. По всему миру идет борьба с незаконными офшорными средствами, а предполагаемый законопроект позволяет открыть поток криминальных капиталов в нашу страну, тем самым подрывая авторитет России, позволяющей на законодательном уровне отмывать такие деньги, ведь нет никакой гарантии, что полученные средства останутся в стране, а не уйдут дальше уже как чистый капитал, например, в ту же Мальту. Спасибо.

Председательствующий.  Вячеслав Михайлович, благодарю Вас, но моя рекомендация… Право сенатора – выступать по любому вопросу, но лучше такого рода выступления делать при обсуждении закона, чтобы Вы получили ответ от представителя Правительства, от комитета, чтобы Ваше выступление не зависало, не оставалось без ответа.

Но я попрошу комитет профильный, когда будете докладывать, дать ответ на те вопросы, которые поставил Вячеслав Михайлович.

Рассматриваем пятнадцатый вопрос – о Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Виталий Борисович Шуба его докладывает.

В нашем заседании на рассмотрении пятнадцатого вопроса, и шестнадцатого, и семнадцатого, принимает участие Илья Вячеславович Трунин, заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Пожалуйста, Виталий Борисович, Вам слово.

В.Б. Шуба , заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Иркутской области.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Обсуждаемый закон направлен на реализацию инициатив Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по продлению срока так называемой амнистии капитала.

Добровольное декларирование вкладов, капитала в Российской Федерации проводилось с 1 июля 2015 года до 30 июня 2016 года. За указанный период таких деклараций было подано около 7200. Устанавливается законом второй этап «амнистии капитала» на период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года. При этом в полном объеме сохраняются те гарантии, которые были даны при первом этапе «амнистии капитала», а также предусматривается такой же объем гарантий для декларантов второго этапа. Это послужит правовой основой поддержания доверия к государственным мерам по сохранению капитала и имущества физических лиц, добровольно продекларировавших свой капитал.

Согласно закону специальную декларацию в ходе второго этапа добровольного декларирования могут подать как физические лица, ранее участвовавшие в первом этапе «амнистии капитала», так и те, кто участвует во втором этапе декларирования капитала. При этом не дается право уточнения декларации, которая была подана на первом этапе «амнистии капитала».

На основе правоприменительной практики первого этапа «амнистии капитала» вносится ряд технических уточнений. То есть теперь можно подать декларацию не как ранее – только по месту жительства, а в любую налоговую инспекцию или в центральный аппарат Федеральной налоговой службы. На втором этапе декларирования предоставляется возможность физическим лицам указывать в декларации не только открытые до 1 января 2018 года счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, но и счета, закрытые на дату представления декларации.

Закон также наделяет полномочием Министерство финансов давать разъяснения в части заполнения и представления декларации.

Комитет по бюджету и финансовым рынкам рекомендует одобрить обсуждаемый закон.

Председательствующий.  Спасибо, Виталий Борисович.

У Вячеслава Михайловича Мархаева есть вопрос. Пожалуйста.

В.Б. Шуба.  Если позволите, Валентина Ивановна, я доложу второй закон.

Председательствующий.  А, второй, а потом вопросы. Хорошо, давайте.

В.Б. Шуба.  А затем проголосуем, и плюс отвечу на те вопросы, которые были. Может, у Вячеслава Михайловича более не будет…

Председательствующий.  Хорошо.

Шестнадцатый вопрос – о Федеральном законе «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Пожалуйста.

В.Б. Шуба.  Рассматриваемый федеральный закон вносит изменения исходя из тех норм, о которых я сказал, докладывая предыдущий закон.

Устанавливается, что взыскание налогов не производится, если обязанность по их уплате возникла у декларанта до 1 января 2018 года в результате совершения операций, связанных с приобретением, использованием, распоряжением имуществом, оформленных специальной декларацией.

В части налога на доходы физических лиц предусмотрено освобождение от налогообложения доходов, если они декларируются как доходы на счетах, так и доходы в виде имущества. При этом налог не уплачивается.

В части налога на прибыль организаций законом предусматривается продление с 1 января 2018 года до 1 марта 2019 года предельного срока завершения процедуры ликвидации контролируемой иностранной организации. Доходы, полученные налогоплательщиком по завершении указанной процедуры, также не облагаются налогом. Действие данной нормы распространяется на правоотношения, которые возникли с 1 января 2016 года.

Комитет предлагает одобрить обсуждаемый закон.

Теперь отвечу на те вопросы, которые были заданы Вячеславом Михайловичем.

Председательствующий.  Подождите, Виталий Борисович, он хочет еще задать Вам…

Пожалуйста, Вячеслав Михайлович Мархаев.

Вопрос, а затем Вы ответите.

В.М. Мархаев.  Не Виталию Борисовичу, а представителю Правительства вопрос.

Понятно, что рассматриваемые данные два закона… Кто же может возражать против них, тем более в условиях такого тяжелейшего состояния экономики в России. Вопрос: каковы гарантии? Это первое.

И следующее. Почему уходят капиталы за рубеж? Согласитесь, нет условий для полноценного развития бизнеса: кабальное налоговое бремя, наличие бюрократических барьеров, препон для развития предпринимательства. Я думаю, что при решении вот этих вопросов, наверное, капиталы сами потянулись бы к нам.

Председательствующий.  Спасибо.

Пожалуйста. Я так понимаю, Илья Вячеславович будет отвечать, да? Пожалуйста.

И.В. Трунин , заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Да. Спасибо большое, Валентина Ивановна.

Хоть я и не являюсь представителем Правительства (закон внесен депутатами), я хотел бы сказать, что гарантии установлены тем законом, в который вносятся изменения. О каких гарантиях идет речь? Это гарантии конфиденциальности представленной информации, невозбуждения уголовных дел по ряду статей Уголовного кодекса (это прежде всего уклонение от уплаты налогов, уклонение от уплаты таможенных платежей и нарушение валютного законодательства), непривлечения к ответственности за административные правонарушения (опять же в части валютного законодательства) и непривлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

За период, прошедший с момента окончания первого этапа «амнистии», все эти гарантии соблюдались: никто не получил сведений о том, кто продекларировал (то есть конфиденциальность была соблюдена), никто из тех, кто представил соответствующую декларацию, не был привлечен к ответственности.

Что касается условий для привлечения бизнеса… Мы создаем такие условия, и те законы, которые сейчас рассматриваются, – это один из этапов. Мы не только должны привлекать капиталы и обеспечивать возврат капиталов в Российскую Федерацию, но и не создавать для этого в том числе и налоговых препятствий. Второй законопроект, о котором докладывал Виталий Борисович Шуба, как раз и направлен на то, что если человек решил раскрыться, переписать все активы, которые у него имеются, на свое имя, минуя цепочки контролируемых компаний, через которые он владел этими активами, то мы не рассматриваем это как объект налогообложения и предлагаем в течение еще одного года не брать с этих операций налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов. Это полностью соответствует инициативам Президента, которые он высказал в конце прошлого года. Владимир Владимирович сказал: «Давайте для тех бизнесменов, которые переводят бизнес в Российскую Федерацию, раскрываются, установим на какой-то период невзимание 13 процентов с возвращаемых активов». Это, собственно, и сделано теми законами, которые обсуждаются. Спасибо.

Председательствующий.  Спасибо, Илья Вячеславович.

Хотите добавить? Пожалуйста.

В.Б. Шуба.  Несколько фраз.

Уважаемые коллеги! Что касается норм закона № 115 от августа 2001 года в части противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (Вячеслав Михайлович высказывал опасения по этому поводу, что у нас могут быть криминальные деньги), нормы этого закона продолжают действовать, они распространяются на тех граждан, которые будут представлять свои декларации.

Председательствующий.  Спасибо.

Николай Иванович Рыжков, пожалуйста.

Н.И. Рыжков , член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Белгородской области.

Спасибо, Валентина Ивановна.

У меня вопрос к представителю министерства (может быть, он не очень сильно связан конкретно с законом, который мы обсуждаем).

Как говорили утром (Вячеслав Михайлович говорил), мы принимали решение о том, чтобы вернуть то, что находится за рубежом, льготы и так далее. Сейчас мы по второму кругу пошли.

У меня есть вопрос, и я просил бы, чтобы Вы на него ответили. Мы очень многого не понимаем, Валентина Ивановна. Я очень внимательно следил за этим, спрашивал знающих людей: скажите, какими международными актами, соглашениями, договорами, какими-то еще нормативными актами Россия связана…

Председательствующий.  Продлите время.

Николай Иванович, завершайте.

Н.И. Рыжков.  Да я только начал, Валентина Ивановна.

Председательствующий.  Вопрос. Да, пожалуйста.

Н.И. Рыжков.  …какими договорами Россия связана с другими странами в части того, чтобы участвовать в этих офшорных делах, о которых мы все время говорим? Мне отвечают: никакими.

Второе. Мне известно, что многие страны приняли решения и «прикрывают эту лавочку».

И третье. Нам известно, что даже наши государственные компании (государственные, я подчеркиваю) тоже, как говорят, протянули руку в офшоры.

У меня вопрос. Кто нас заставляет на это идти? Кто не дает нам право прекратить все это с офшорами? Или мы будем делать так: позволять переводить туда капитал, а потом принимать такие законы, о чем мы только что слышали?

Председательствующий.  Спасибо.

Пожалуйста, Илья Вячеславович.

И.В. Трунин.  Я готов ответить на этот вопрос. Мы последовательно на протяжении многих лет ведем политику (не только, кстати, мы одни, а во взаимодействии с другими нашими партнерами по мировому сообществу), направленную на то, чтобы, во-первых, нельзя было безнаказанно прятать налогооблагаемую прибыль в офшорах, а во-вторых, нельзя было скрывать реальных бенефициаров за законодательством отдельных стран.

И, собственно говоря, если Вы помните, и первый этап «амнистии», и на самом деле и второй, который сегодня обсуждается, связаны не только с желанием вернуть капиталы в Россию, а и с тем, что наши меры, принимаемые вместе с другими странами, дают эффект.

О чем я говорю? Во-первых, мы приняли достаточно современное антиофшорное законодательство, которое устанавливает, что если компания или конкретное физическое лицо получает прибыль в своих офшорных компаниях, то не важно, где эту прибыль он получает, – он должен заплатить налог в Российской Федерации. Это первое.

Второе. Мы участвуем… и в этом году начнется практическая реализация всех соглашений, которые связаны с обменом информацией в налоговых целях. И мы реально уже получаем от таких традиционных юрисдикций, например, как Кипр, информацию о том, кто является реальным владельцем активов, записанных на компании, учрежденные в таких республиках. Мы будем получать такую информацию и о банковских счетах иностранных, и об активах, расположенных в других традиционно офшорных юрисдикциях.

И мы предлагаем не доводить дело до каких-то штрафных мер, которые неизбежно последуют, если мы узнаем, что бизнес расположен в иностранных юрисдикциях, он не задекларирован, с него не платятся налоги. Если хотите, уважаемые налоговые резиденты Российской Федерации, – пожалуйста, мы даем вам возможность, во-первых, перевести активы в Россию. Во-вторых, если это сделать в течение достаточно короткого срока, с этих операций не будет дополнительных налогов. И в-третьих, мы гарантируем непринятие каких-то уголовных или административных санкций по налоговым, таможенным и валютным правонарушениям. Мы, конечно же, не освобождаем от ответственности за иные, более тяжкие преступления, иначе бы… это и в принципе неправильно, и этот закон не прошел бы согласование ФАТФ, потому что деньги, нажитые преступным путем, – это криминальные деньги, никакого освобождения от ответственности здесь быть не должно. Но в целом политика такая, что и эти законы связаны прежде всего с прекращением той офшорной истории, которая наблюдалась не только в нашей стране, но и в мире в течение долгих лет. Спасибо.

Председательствующий.  Спасибо.

Сергей Вячеславович Калашников, пожалуйста.

С.В. Калашников , первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Брянской области.

Спасибо, Валентина Ивановна.

У меня вопросы к представителю Правительства. У меня два вопроса. Во-первых, я хочу заметить, что Вы не ответили на вопрос Николая Ивановича по поводу присутствия офшорных юрисдикций в наших госкомпаниях. Это очень важный вопрос, хотелось бы, чтобы все-таки Вы на него ответили, а не ушли от ответа. Это первое.

А второе. Многие из тех 7 тысяч, которые вернулись по этому закону, когда он действовал, отвечают, что условия бизнеса, в частности для публичных компаний, гораздо хуже, чем они имели на Западе, и поэтому они не хотят возвращаться не потому, что они чего-то боятся (и они хорошо относятся к этому закону), а потому что у них рушится бизнес из-за недостатков, скажем так, возможностей функционирования бизнеса, я повторяю, прежде всего для публичных компаний. Вопрос: почему Министерство финансов, следуя чисто фискальной политике, не озаботилось тем, чтобы создать и такие же благоприятные условия для бизнеса?

И.В. Трунин.  Сергей Вячеславович, ответ на первый вопрос, про госкомпании и их участие или владение такими компаниями бизнеса в офшорах.

Нам представляется, что, если компания, будь то государственная или частная, исполняет законодательство налоговое, платит все причитающиеся налоги (а они при деятельности в офшоре сейчас выше, чем при деятельности в Российской Федерации) и, в общем, сообщает обо всех своих операциях, если так удобнее, – пожалуйста, в этом нет никакой проблемы. Более того, как мы знаем, отдельные юрисдикции предоставляют достаточно благоприятные условия для отдельных видов деятельности. И, если мы хотим, чтобы полностью все операции, в том числе международные, осуществлялись через российскую юрисдикцию, мы, как Вы правильно отметили, должны создавать сопоставимые условия. Можем ли мы создать такие же условия, которые эквивалентны офшорным налогам и офшорной экономике на всей территории Российской Федерации, – это большой вопрос. Можем ли мы создать зоны, благоприятные для ведения отдельных видов бизнеса на отдельных частях территории Российской Федерации (я не говорю о российских офшорах, но о каких-то локальных экспериментах, где могут быть различного рода преференции для банковской деятельности, для отдельных коопераций)? Наверное, можем, и мы над этим работаем.

Поэтому я бы не стал говорить, что мы ничего не делаем. Мы достаточно серьезно в последние годы продвигаемся по этому пути. Спасибо.

Совет Федерации ФС РФ, 14 февраля 2018 г.

 
По теме
28.12.2017 Президентом России подписан федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В повестке заседания всего три вопроса, однако самое большое внимание было приковано к изменениям в закон об организации местного самоуправления в Бурятии Проект изменения в закон об организации местного самоуправлени
Фото Татьяна Никитина Сегодня на внеочередной сессии Народного Хурала под председательством врио спикера Народного Хурала Баира Гармаева абсолютным большинством голосов депутаты высказались за отказ от прямых выборов
Как отмечают сами парламентарии, это ещё одно доказательство тому, что сегодня молодежь в республике активно участвует во всех сферах жизни Молодёжная палата - совещательный орган при Народном Хурале.
Женщина попала под поезд в Бурятии - ГТРК Бурятия Трагедия произошла этим вечером на перегоне Клюевка-Мысовая Фото: скриншот Женщина 1982 года рождения попала под грузовой поезд.
ГТРК Бурятия
Жительница Бурятии ранила сожителя ножом - ИА Байкал-Daily Фото:СУ СКР по Бурятии Произошло это из-за ссоры 27 марта в БСМП в Улан-Удэ доставили 35-летнего мужчину из Тарбагатайского района с колото-резаным ранением брюшной области.
ИА Байкал-Daily
"Здравконтроль" - Центральная районная больница   В Бурятии начали работу медицинские чаты для помощи пациентам  Жители Республики Бурятия могут воспользоваться прямым каналом коммуникации с медорганизациями.
Центральная районная больница
Не стало одного из старейших артистов Бурятии - ИА Байкал Медиа Консалтинг фото: пресс-служба минкульта РБ После непродолжительной болезни ушел из жизни один из любимейших и старейших артистов Бурятии, актер Буряад театра Олег Дамдинович Бабуев.
ИА Байкал Медиа Консалтинг
В Улан-Удэ проведут танцевальный конкурс-марафон - ИА Байкал-Daily Фото:Сергей Тарасенко, из архива Финал состоится 18-19 апреля До 10 апреля принимаются заявки на участие в «Байкальском танцевальном марафоне» от хореографических коллективов Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области.
ИА Байкал-Daily